Разлюбленная Вера

Ей было только 9, когда они увиделись в самый первый раз. Девочка из хорошей семьи, дочь архитектора, и молодой художник. В квартире Шевцовых на Васильевском острове Репина принимали как друга. А он похитил Верино сердце, чтобы впоследствии его разбить.

Пять с половиной рублей стоила комната в мансарде. Чтобы оплачивать аренду, чтобы прокормиться и достойно выглядеть, приходилось отказывать себе во всем. Однако Илью Репина это не смущало – он твердо шел вперед.

Уроженец Чугуева, потомок казаков, он поехал покорять столицу в 1863-м и сразу – в Академию. Там ему указали на ошибки в живописи и посоветовали хорошенько учиться. Так началось восхождение к Олимпу: к славе, деньгам, заказам…

— Это мой друг, Илья Репин. – представил художника своей семье Александр Шевцов.

Молодого человека сразу усадили за стол, начались расспросы и разговоры. В этом доме царила такая уютная атмосфера, а все люди, населявшие его, казались столь интересными и живыми, что Репин был просто обречен влюбиться.

Маленькая Вера не сводила с него пристального взгляда – человек новый, необычный, яркий! После этой встречи они надолго расстались, ведь Вере надо было учиться…

Годы спустя шестнадцатилетнюю Веру Шевцову он сначала не узнал: статная красивая девушка с копной темных волос. А она рассмеялась переливчатым смехом русалки, и щеки ее чуть-чуть заалели.

Репин был старше на десять лет – совершенные пустяки в девятнадцатом веке. А еще он только что получил серебряную медаль Академии… «Репин – один из самых перспективных художников», — уверенно говорили про него.

Семья видела главное – Вера влюбилась! Как не поддержать дочь? Предложили подождать до восемнадцати, чтобы девушка закончила учебу и подросла…

«Хороша она была, — писали про Веру современники, — смоляная коса ниже пояса, светло-карие глаза… изогнутые вверх уголки губ».

11 февраля 1872 года они стояли перед алтарем – Илья Репин и Вера Шевцова. Юная невеста была серьезна и молчалива, жених казался безумно влюбленным. Этот союз заключался по взаимному чувству, столь сильному, что практически никто не сомневался: эти двое будут очень счастливы! Какое-то время так и было!

Репин никогда не скрывал – для него главное работа. Медового месяца у молодых не было, потому что Илья искал натуру для новых работ. Повез жену в Москву, потом в Нижний Новгород… Вера была согласна на все.

Она как-то сразу приняла свою вторую роль в этой семье: обеспечивать уют, быт, поддерживать мужа, выслушивать… В год свадьбы у них родился первенец – дочь, которую обожающие родители назвали Верой.

С женой и ребенком художник вскоре выехал за границу. Тур по европейским странам очень затянулся, но Репин искал вдохновения. Вера вздыхала – она устала мотаться по гостиницам и мечтала осесть в своем доме.

Свить гнездо, наконец-то перестать куда-то торопиться… Оттого-то возвращение на родину (почти три года спустя!) восприняла с надеждой и радостью.

Но и здесь оказалось, что все не так просто. Репин и его жена были совершенно разными в быту. Художнику нравился мороз, чтобы на ночь настежь открывать окна… В Италии или Франции это было не так ощутимо, но теперь они жили в России!

Вера мерзла до костей и плотно закрывала рамы. Она просила мужа, умоляла, чтобы он отказался от своей причуды. Но Илья только вскидывал брови:

— Это же свежий воздух!

В конце концов, зимой они расходились по разным комнатам – Репин укладывался на полу в теплом спальном мешке (со временем он скопил целую коллекцию этих коконов) и при открытых окнах, жена предпочитала устраиваться возле камина, на теплой мягкой перине. Без мужа.

А еще «входящий в силу», набирающий популярность, Репин с удовольствием принимал гостей и сам полюбил светский блеск. Ему нравились выезды, визиты, приемы, кутерьма… Он был счастлив устраивать у себя праздники и вечеринки.

Вера была его полной противоположностью – домашняя и тихая, молчаливая, она занималась детьми, которых стало вскоре уже четверо.

Причем дети требовали от нее практически полной занятости. Юра в младенчестве тяжело переболел, и с тех пор плохо рос и выглядел намного младше своего возраста. Отставало и его умственное развитие.

Впоследствии Репину пришлось даже забрать его из гимназии, ведь мальчик категорически не успевал… Надя, вторая дочь, с ранних лет была очень ранима и вспыльчива. Так проявлялись признаки душевного расстройства, которые с годами усугубились…

Замотанная жена, нисколько не похожая на светскую диву, больные дети… Шум в доме, суета…

«Его семья, — писал позже Корней Чуковский, — по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству».

«Некультурная Вера» была образцовой женой, но — увы! — перестала быть музой. Репин начал засматриваться на других женщин, которые с большим азартом включались в игру. Еще бы! Знаменитый художник! Да еще появились деньги! О том, что у мужа есть увлечения, Вера догадалась довольно-таки быстро.

С тех пор в доме начались скандалы. Иногда падали и разбивались тарелки. Репин злился, потом испытывал муки совести, потом все по кругу… Когда в его жизни появилась Вера Веревкина, практически не стал этого скрывать.

Влюбленность в талантливую ученицу была похожа на одержимость, а Веревкина не без злорадства писала про жену художника, как про «стертую и бледную». А еще она не болеет идеями мужа! Иными словами – некультурная Вера!

«Он мечтал о пламени, о том, что душа будет гореть и пламенеть, а вместо этого получал холодный утес, на котором едва-едва теплилось что-то похожее на отзвуки прежнего чувства… Ни доброй улыбки, ни надежды, не давала она ему. Одни упреки и жалобы».

Веревкина была похожа на многих ей подобных: с ней-то Репин настоящий! А вот с женой — как с камнем на шее… Нет, такая не для него!

Пятнадцать лет Вера пыталась смириться. И не смирилась. Разлюбленная Репиным супруга попыталась предпринять последний шаг – вызвать ревность у мужа. Был её неуклюжий шаг в сторону одного из частых гостей дома, отчего Репин пришел прямо-таки в дикую ярость.

Он выставил Веру вон из дома, и это стало последней каплей. В том 1887 году Репины решили разъехаться и «поделить» детей.

Впрочем, все четверо были единодушно настроены против отца и обожали свою мать. Осуждали художника, что именно он своим непостоянством разрушил брак. Любопытно, но друзья Репина считали иначе – что это Вера «не дотянула» до уровня гениального Ильи Ефимовича.

Не оценила и не сумела стать для него не просто спутницей, но и источником вдохновения на всю жизнь.

Вера Алексеевна Репина умерла в 1918 году. Художник пережил ее, и после расставания с Верой у него были другие женщины. Впрочем, о них напишу позже.

Оцените статью
Разлюбленная Вера
Мангано: горькая усмешка судьбы