Роль, за которую Андрей Миронов боролся с Леонидом Филатовым

«Авторам подчас изменяет чувство меры. «Чума в городе» — с красными пятнами, гробами и факелами – из области «страшных историй» не самого высокого вкуса. То же относится к эпизодам драки, пира в замке, эпизода с драконом и пр.»

Это выдержка из заключения художественного Совета Второго творческого объединения по материалу фильма «Сказка странствий» от 20.09.82.

Чиновникам фильм показался слишком мрачным, сгущающим краски «фильмом ужасов». Да, такого непривычного зрелища в советском кинематографе еще не было.

Впервые я увидела фильм ребенком и была совершенно очарована им, хотя и не осознала тогда всего замысла режиссера картины.

Фильм показывали в кинотеатрах на детских сеансах, куда приходили целыми классами. В отличие от более посредственных дидактических детских фильмов, «Сказка странствий» сильно выбивалась тем, что требовала от детей и подростков глубоких размышлений на такие сложные темы, как смысл жизни и смерть.

Митта и сам удивлялся, что первое поколение его юных зрителей так высоко оценило фильм, поскольку изначально он считал картину своей творческой неудачей. Конечно, он ошибался. «Сказка странствий» — жемчужина его фильмографии.

Признаюсь, мне тяжело пересматривать этот фильм, уж очень пронзительный и эмоциональный. Но острота сценария для меня затмевает все пугающие моменты. Несмотря на то, что по сути это фэнтезийный фильм, персонажи более сложны, чем в большинстве драм из «реальной жизни».

Иногда они симпатичны, иногда раздражают, но всегда человечны (не считая Чумы, которая производит незабываемое впечатление, и уж точно не для слабонервных).

Как и зачем создавался фильм

Митта написал сценарий в сотрудничестве со своей слаженной командой — Юлием Дунским и Валерием Фридом. Они же были соавторами трех его фильмов: «Гори, гори, моя звезда (1970)», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976) и «Экипаж» (1980).

Александр Наумович не случайно взял за основу фильма сказочную реальность. Метафора нужна была режиссеру для достижения творческой свободы под цензурой. Так в свое время действовали и его наставники, волшебники советской киносказки, Александр Роу и Александр Птушко.

И в какой-то степени Митте это удалось. Цензорам, в большей степени, не нравились «устрашающие» подробности, связанные с мотивом чумы, кадр со скелетами, крысами и прочие аксессуары «фильма ужасов»…

К счастью, худсоветы не поняли, что «Сказка странствий», — не просто сказка, не просто фильм. Это философская притча.

Философию «Сказки…» невозможно объяснить, рассказать, описать. Каждый, кто смотрит фильм, испытывает свои эмоции, расшифровывает авторские аллегории так, как понимает.

Если задуматься, то замечаешь, что каждая фраза в фильме имеет смысл. Любой диалог или действие на экране, рассказывает о персонажах больше, чем страница биографии. Декорации и натурные съемки делают сказочный мир реальным.

Александр Митта умудрился совершенно взрослые представления о жизни объяснить простыми понятиями. Все-таки сказка. Все идеи, пронизывающие фильм, невероятно просты — любовь, свобода, дружба, зло, добро, справедливость, но бьют прямо в сердце. Очень сильная и грустная сказка.

Душераздирающая музыка

У фильма великолепная музыка Альфреда Шнитке. Пронзительная и будоражащая самое черствое и бесчувственное сердце.

Искусствовед Татьяна Шах охарактеризовала музыку Шнитке в фильме как «мощную эпико-драматическую тему», выражающую главную идею фильм «Сказки странствий» — созидания и победы добра над злом.

Сложные съемки

Митта никогда не боялся технических сложностей на съемках. Чего стоит фильм «Экипаж». «Сказка странствий» — тоже весьма сложная постановка того времени в технологическом плане.

В фильме использовали две группы комбинированных съемок вместо одной. Одним из самых трудных объектов съемки был объект «Бассейн» в Большой Ялте, где снимались сцены, связанные с «Драконом».

Миронов боролся за Орландо

Если вы еще сомневались в истинной гениальности Миронова, не замечали всю глубину его потрясающей личности и актерского мастерства, посмотрите «Сказку странствий».

На главную роль странствующего философа, ученого, лекаря Орландо Митта рассматривал только двух актеров: Леонида Филатова и Андрея Миронова.

Причем больше режиссер склонялся к первой кандидатуре. Александр Наумович считал, что только умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом Филатов сможет поднять фильм до уровня философской притчи. С Мироновым фильм должен был получиться другим: ярким, праздничным и сочным.

А Миронов мечтал сыграть Орландо. Он часто с горечью жаловался друзьям, что ему очень больно от того, что запомнится зрителям только как актер легкомысленных ролей в фильмах типа «Бриллиантовая рука».

А тут такая уникальная роль.

Вот, как о своем выборе рассказывал в интервью сам Александр Митта:

«Это была не замена. Я видел, что с одним актером фильм может стать философской притчей, а с другим — трагической клоунадой о главных ценностях жизни. Снять два фильма было нереально. Но когда еще перед тобой есть два великих артиста и оба могут сыграть?! В театре бывает два состава, в кино возможен только один.

Филатов деликатно предлагал сделать выбор, он никогда не демонстрировал свою большую заинтересованность, не влиял на режиссера. А Миронов понимал, что эта роль, по сути, его, и боролся за нее.

Позвал меня домой и разыграл целый концерт — сыпал остротами, пел, был просто неотразим. Это был ярчайший из всех когда-либо виденных мной актерских бенефисов. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил».

Незадолго до начала съемок у Андрея Александровича умер отец. Возможно, эта трагедия и придала образу Орландо особую глубину и драматичность. Когда умирает близкий человек, тема жизни и смерти уже не абстрактное философствование, а личная боль.

Митта ни разу не пожалел о выборе актера на роль Орландо. Миронов показал себя как уникальный драматический актер, он гениально справился с уровнем философской притчи. Хотя, признаюсь, когда увидела его фамилию в титрах, думала, что сейчас увижу что-то очень веселое. Но тут неожиданно герой Миронова делает такие вещи в кадре, что волосы шевелятся.

Кстати «Чуму» сыграла чешская актриса Кармен Гален, а озвучила ее Екатерина Васильева. В роли Марты снялась Татьяна Аксюта. Зрители ее уже знали по фильму «Вам и не снилось», где она сыграла главную героиню школьницу Катю Шевченко.

Вместо эпилога.

Если вы все еще размышляете о том, как объяснить ребенку понятия добра и зла – дайте ему посмотреть этот поистине волшебный фильм. А лучше, присядьте рядышком и посмотрите вместе, потому что к таким шедеврам стоит возвращаться в любом возрасте.

«И ведь действительно хочется верить, что феникс (Орландо) никогда не умрет полностью и всегда будет возвращаться из пепла с новыми силами, чтобы снова взлететь и подарить людям свет своего пламени. Зажечь огонь надежды в их сердцах».

Оцените статью
Роль, за которую Андрей Миронов боролся с Леонидом Филатовым
Кинозвезда и многодетная мать: Оксане Акиньшиной – 35