В этом году Алисе Фрейндлих исполняется 90 лет, и её творческий путь служит вдохновляющим примером силы духа и преданности искусству. Признание пришло к Алисе Бруновне уже после сорока, а особенно выделяется её работа в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она сыграла начальницу Людмилу Калугину.
Этот фильм стал культовым, а её персонаж — одним из самых любимых у зрителей. Узнаем, через какие испытания пришлось актрисе пройти в своей жизни.
Детские годы
Родилась Алиса в Ленинграде в далёком 1934 году. Имя ей выбрала бабушка, немка по происхождению, и это имя было очень необычным и редким для того времени.
Её отец, актёр, был потомком немецких стеклодувов, которых, если верить семейным историям, сам Пётр I пригласил в Россию. Мать Алисы тоже была творческой натурой, и с Бруно Фрейндлихом она познакомилась, учась на актёрских курсах.
Казалось, всё предвещало счастливое совместное будущее, но увы… Когда маленькой Алисе исполнилось шесть лет, семья распалась. Началась Великая отечественная война. Отцу повезло вовремя выехать с театром на гастроли в Ташкент, а Алиса с мамой и бабушкой вынуждены были пережить блокаду города.
Выжить в то страшное время помогла бабушка: она строго следила за каждой крошкой хлеба и тщательно делила между всеми их скудные пайки. Возможно, именно поэтому, уже став взрослой, Алиса Бруновна всегда очень бережно относилась к еде и особенно к хлебу.
Детство будущей звезды было наполнено творчеством: театральный кружок, занятия пением. Талантливая девочка преуспевала во всём. Поэтому, окончив школу, никак не могла выбрать между двумя мечтами: стать актрисой в театре или певицей в опере.
Отец, вернувшийся к тому времени из Перми, где жил со своей новой женой, посоветовал дочери выбрать театральный. Он считал, что для оперной дивы Алиса слишком хрупкая и миниатюрная.
Карьерный взлёт
Кинодебют Фрейндлих состоялся ещё во время учёбы в Ленинградском театральном институте им. Островского, но настоящая слава и признание пришли к ней на театральной сцене. Она быстро стала ведущей актрисой в театре им. Ленсовета, часто блистая в главных ролях.
Ещё до знаменитого «Служебного романа» фильмография Фрейндлих уже насчитывала три десятка картин: «Полосатый рейс», «Тайна железной двери», «Соломенная шляпка» и др. Но всенародная любовь пришла к ней именно после выхода на экраны лирической комедии Эльдара Рязанова.
Интересно, что муж актрисы, режиссёр Игорь Владимиров, был категорически против её участия в съёмках. Он словно чувствовал, что это приведёт к разладу в их семье. Рязанов даже вынужден был лично ехать в Ленинград и уговаривать его отпустить жену на съёмки.
Алиса Бруновна была задействована в спектаклях, и поэтому буквально разрывалась между Москвой и Ленинградом, работая на износ, уча текст своей роли ночами.
Кстати, многие сцены в фильме родились благодаря импровизации Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих. К примеру, знаменитый ужин в квартире Калугиной, который длится почти 10 минут! А сцена, где Новосельцев набирает полный рот воды и обрызгивает начальницу, вовсе не была прописана в сценарии.
Андрей Васильевич позже вспоминал, что с другой партнёршей такая выходка могла бы закончиться скандалом. Но только не с Фрейндлих! К тому времени актёров связывали долгие годы приятельских отношений и взаимопонимания, поэтому Алиса Бруновна восприняла шутку с присущим ей юмором.
После оглушительного успеха «Служебного романа» предложения от режиссёров посыпались как из рога изобилия, и Фрейндлих оказалась на пике славы. Сегодня она тоже с удовольствием принимает участие в съёмках.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы складывалась не настолько гладко, как её творческая карьера. Первый брак с однокурсником Владимиром Карасевым продлился чуть больше года. В их отношениях не хватало самого главного — любви, да и творческая ревность мужа сыграла не последнюю роль в этой истории.
Второе замужество подарило Алисе Бруновне настоящую любовь, хоть и оказалось впоследствии болезненным испытанием. В стенах Театра им. Комиссаржевской молодая актриса встретила известного талантливого режиссёра Игоря Владимирова и полюбила его несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте.
У него на тот момент уже была семья, но встретив Алису, он ушёл из дома. Вскоре Владимиров стал руководителем театра им. Ленсовета, а Фрейндлих ведущей актрисой в его театре. В 1968 году у них родилась дочь Варвара.
Именно благодаря ему Алиса Фрейндлих раскрылась как настоящая драматическая актриса. Супруги снялись вместе в кинофильме «Старомодная комедия», однако Владимиров был против участия жены в чужих кинопроектах.
Он считал, что кинематограф отвлекает Алису от главного — театра. Но когда случился триумф «Служебного романа» остановить победное шествие Фрейндлих по киноэкранам страны стало невозможно.
Последовавшие творческие успехи жены угнетали Владимирова, его мучил творческий кризис, и в какой-то момент он увлёкся другой… В 1981 году пара развелась.
Так участие актрисы в съёмках «Служебного романа» и приобретённая после этого популярность в кино косвенно стали причиной разрушения её брака с Владимировым. Алиса Бруновна тяжело переживала этот разрыв, но нашла в себе силы жить дальше.
Последним супругом актрисы стал её коллега по театру Ленсовета Юрий Соловей. У него отсутствовало актёрское образование, он был моложе на целых 15 лет, да ещё и 13-летняя дочка Фрейндлих встретила его в штыки.
Но несмотря ни на что, они прожили вместе 13 лет. Соловей был несомненно талантливым человеком, но всегда оставался в тени знаменитой жены. «Муж Фрейндлих» — такое определение его глубоко ранило, и он принял решение уйти из театра.
Он нашёл себя в живописи, даже получил приглашение на работу в Германию. Но Фрейндлих отказалась уезжать из России, и супруги расстались.
Больше Алиса Бруновна не пыталась устроить личную жизнь. Работа и независимый характер не оставляли места для серьёзных отношений.
Дочь Алисы Фрейндлих продолжила династию, став актрисой, а также подарила ей внуков — Никиту и Анну, которые тоже связали свою жизнь с искусством.
И сегодня, в свои 89 лет, Алиса Фрейндлих продолжает работать, радовать зрителей своим талантом. Она является примой БДТ, иногда снимается в кино, играет в антрепризах. Театр для неё — это второй дом, она часто посещает его и как простая зрительница, ей нравится живая атмосфера театрального зала.
Алиса Бруновна — это пример жизненной силы, творческого долголетия, достоинства и благородства. Она показывает нам, что талант и любовь к жизни способны преодолеть любые трудности.