Совсем не милая бабушка: почему коллеги недолюбливали Татьяну Пельтцер

В кино она исполнила множество ролей добрых, заботливых и забавных матерей и бабушек. Но в реальной жизни у актрисы не было семьи. Именно поэтому в конце жизни никто не навещал ее в психиатрической больнице. «Всесоюзная бабушка» совсем не была «безобидным божьим одуванчиком»: она почти всегда вступала в конфликты с начальством и коллегами. Один из актёров однажды сказал ей: «Вас никто не любит! Кроме народа…»

Никакого образования

Первым учителем Татьяны был ее отец — Иван Пельтцер. Он был превосходным актёром, режиссёром и педагогом. Свой первый гонорар Татьяна получила в девять лет за роль в постановке «Дворянское гнездо». А в 10 уже играла Сережку в «Анне Каренине».

Повзрослев, Татьяна начала появляться в различных театрах. Но актерское образование она так и не получила, было как-то не до этого. Хотя сама Пельтцер об этом даже не думала: актриса была уверена, что отец научил ее всему важному и нужному для актерской профессии.

Жизнь в Германии

В 1927 году жизнь Татьяны сделала резкий поворот: она вышла замуж за немецкого гражданина Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию. Жизнь была идеальной: 23-летняя Таня научилась работать на печатной машинке и неплохо зарабатывала, у мужа была хорошая должность, молодые ни в чём не нуждались, могли себе позволить многое. Но довольно быстро Татьяна поняла, что не может жить без искусства. А местный театр не приносил ей никакого удовольствия.

Возвращение домой

Спустя четыре года Татьяна завязала роман с другим мужчиной. Она использовала этот шанс, чтобы бросить мужа и вернуться в СССР. Она даже сменила фамилию, вернув свою девичью. Правда, с Гансом вскоре помирилась, и они долго поддерживали дружеские отношения, переписывались, общались. Актриса начала выступать то в одном, то в другом театре, пока ее не уволили из-за отсутствия образования. Тридцатилетняя актриса решила не расстраиваться и устроилась работать машинисткой на завод.

Пьяница

Прошло несколько лет перед тем, как Татьяна смогла снова вернуться на сцену. Возвращение было триумфальным: в Театре Миниатюр она добилась огромного успеха. Играла множество крошечных ролей и безымянных эпизодов — соседок, молочниц, нянек, но так ярко, что зрители приходили специально «на Пельтцер». В это же время Татьяна попала в кино. Начала тоже с эпизодов, а потом сыграла тунеядку и выпивоху Лукерью в картине «Свадьба с приданым», да так хорошо, что зрители были уверены: Пельтцер така же алкоголичка, как и ее героиня.

«Всесоюзная бабушка»

Истинная слава пришла к Пельтцер на пороге 50-летия, после «Свадьбы с приданым». После выхода картины режиссеры сыпали ей предложениями новых ролей — смешных старух, бабушек, тётушек. И она играла — каждый раз по-разному. «Солдат Иван Бровкин», «Максим Перепелица», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Морозко»… Скоро её стали называть «всесоюзной бабушкой».

Тяжелый характер

Свою работу в театре Татьяна считала очень важной, поэтому относилась к ней крайне серьезно. Другие тоже должны были быть серьезными, часто Пельтцер приходилось говорить много неприятных слов, чтобы убедить в этом коллег. Скоро о ней пошла слава как о скандальной и вздорной «старухе». После 30 лет работы в Театре сатиры она уволилась оттуда, громко хлопнув дверью. Талантливую актрису приняли в труппу «Ленкома». На сцене этого театра она блистала ещё много лет, Марк Захаров относился к актрисе с неизменным уважением, преклонялся перед её талантом, поддерживал её до последних лет жизни.

Сложная старость

В 75 лет Пельтцер оставалась бодрой и лёгкой на подъём: играла довольно сложные роли в кино и театре. Она называла себя «счастливой старухой»: несмотря на то, что у неё не было ни детей, ни внуков, её любила вся страна. А потом, увы, начались возрастные изменения. «Всесоюзная бабушка» теряла силы и энергию. Не помнила слов роли. Забывала о выходе на сцену. И всё же коллеги изо всех сил помогали ей, — ведь она не представляла своей жизни без работы. Выходить на сцену актрисе, уже отметившей 85-летие, было невероятно тяжело. Но её не снимали с роли: выводили под руки, подсказывали слова. И зал всегда тепло встречал любимую актрису.

Психиатрическая клиника

В начале 90-х Татьяна Ивановна не могла жить одна: физическое состояние было слишком тяжелым. Прогрессировала болезнь Альцгеймера, развилась мания преследования, болезненная подозрительность… Её определили в психиатрическую клинику с диагнозом «нервное перенапряжение». Она почти не узнавала друзей. Когда в клинику пришла Ольга Аросева, Татьяна Ивановна горячо обняла её, а на вопрос — кто это к вам пришёл? — она задумалась, а потом сказала: «Друг мой пришёл!». И заплакала…

Пельтцер вернулась домой, где за ней ухаживала домработница Анна Кукина, но прожила там совсем не долго. Очень быстро она вернулась в больницу. В 1992 году актриса неудачно оступилась, упала и сломала шейку бедра. С постели она больше не встала. 16 июля Татьяна Ивановна Пельтцер умерла, завещав свою квартиру домработнице Анне — в благодарность за заботу. Библиотека актрисы досталась по завещанию Марку Захарову. Для всех — и коллег великой актрисы, и зрителей, — было ясно: вместе с ней ушла целая эпоха.

А какая ваша любимая роль Татьяны Пельтцер? Делитесь в комментариях!

Оцените статью
Совсем не милая бабушка: почему коллеги недолюбливали Татьяну Пельтцер
«Свердловск был полон отщепенцами, бандитами, хулиганьём. Я был сыном врага народа, дружил с шушерой и сам был шушерой»: Альберт Филозов