— Олюшка, бежим! — Таня, как вихрь, ворвалась к подруге.
— Ох, Танюшка, да подожди ты! Куда мы? — Оля едва поспевала за подругой, уже тащившей её за руку по улице.
— Из! Москвы! Приехали к нам! — Татьяна почти бежала. — Мы станем! Актрисами!
Ленинградка Танечка Доронина, учившаяся в восьмом классе, прошла три тура экзаменов в Школу-студию МХАТ и с огорчением выяснила, что без аттестата о среднем образовании невозможно поехать в Москву на четвёртый тур.
Пришлось девочке сначала доучиться, а потом уже штурмовать столицу. Сдавала экзамены в несколько театральных училищ, а выбрала всё ту же Школу-студию МХАТ.
Татьяна выросла в семье староверов, получила строгое воспитание и романов во время учёбы не заводила, за что её прозвали Снежной королевой. А она была так красива! Засматривались, ухаживали, да только красавица оставалась неприступной до тех самых пор, пока лёд её сердца не растопила улыбка обаятельного однокурсника Олега Басилашвили.
— Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, — вспоминал педагог Иван Тарханов. — Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шёл 55-й год, а они были комсомольцами!
Закончив обучение, Татьяна отправилась вслед за мужем в его родной Сталинград (ныне Волгоград). Сталинград, конечно, не был Богом забытой глушью, но всё же Таню приглашали в столичные театры, где проще добиться признания и славы, а она от всех приглашений отказалась ради семьи.
Однако, эта романтичная история закончилась мелодраматически. Олег уехал на съёмки, а вскоре Доронина узнала, что беременна. Желая сообщить эту новость лично, она немедленно выехала к мужу.
— Олег! — Татьяна стучала в дверь гостиничного номера. — Олежек, это я!
— Таня… —Басилашвили отступил от двери. — А мы тут… вот…
На тумбочке стояла откупоренная бутылка вина. Олег был не один. Раскрасневшаяся молодая актриса отставила бокал и выскочила из номера. Басилашвили потом в интервью клялся, что между ними ничего не было, просто посидели с коллегой после тяжёлого съёмочного дня.
Но для Татьяны всё было очевидно. Потом она напишет в «Дневнике актрисы»:
— Съёмки Олега… За столом, когда мы вошли, сидели актёр и актриса, несколько возбуждённые застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна. Клеймо с названием «всё дозволено» Олег носил, ещё стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьёзности болезни, которой он был заражён.
Двусмысленные взгляды актёра, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что её выгонят, а главное — имеют право выгнать.
И она отправилась в больницу — как можно рожать детей, когда не уверена в верности супруга? Оказалось, что у них могла родиться двойня…
— Когда всё было кончено, женщина-хирург сказала: «Жалко, двое у тебя были, девочка и мальчик». Я предала их. Я совершила страшный грех, который не прощается.
Брак продолжался целых восемь лет, но Доронина и Басилашвили признавали, что счастья в нём не было.
— Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она сама подала на развод, — рассказывал Олег Басилашвили. — Я не решался…
Решилась Татьяна. В её жизни появился мужчина, да какой! Образованный, интересный, элегантный заведующий кафедрой русского театра Анатолий Юфит. В Театре Товстоногова Доронина блистала в спектаклях в главных ролях, публика шла целенаправленно «на Доронину».
Юфит, хорошо известный в те годы и как театральный критик, пришёл в театр смотреть постановку и был сражён красотой Татьяны.
Он был старше Дорониной на 10 лет, но эта разница в возрасте нравилась актрисе, ведь он столько успел в жизни. И о театре может говорить часами! С ним Доронина прожила вместе три года, не расписываясь. Но… со временем чувства Татьяны к Анатолию прошли.
В её жизнь буквально ворвался молодой, никому тогда не известный литератор Эдвард Радзинский.
— Уфф…, — Татьяна беспомощно опустилась на тяжеленный чемодан. — Всё, не могу больше.
— Давайте помогу! — рядом словно материализовался из воздуха симпатичный молодой человек.
Эта случайная встреча в районе вокзала сделала их счастливыми. Татьяна оставила и Юфита, и театр Товстоногова, уехав с Радзинским в Москву. Влюблённая пара зарегистрировала брак. Правда, сначала Радзинский развёлся с супругой, оставив её и ребёнка, но новая жизнь открывала ему новые горизонты.
Он начал писать пьесы, а Татьяна продвигала их на театральные подмостки, Эдуард на глазах становился известным драматургом. Впоследствии он достиг больших успехов, как писатель и телеведущий.
Идиллия продолжалась пять лет, а потом Татьяна увлеклась молодым актёром Борисом Химичевым. В браке они прожили десять лет, но у пары был конфликт на семейной почве: Доронину устраивало, если бы Борис, как актёр звёзд с неба не хватавший, занимался домом.
Но Химичев скандалил с Татьяной, уговаривая её родить ребёнка и бросить работу. Для Дорониной, не мыслившей свою жизнь без театра, такая жизнь была не нужна, не нужен стал и супруг, она сама подала на развод.
— Я был под прессингом уже состоявшейся личности, — признавался Борис Петрович. — В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении… Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб… «Оторваться» было трудно.
Когда на спектакле, в котором мы вместе играли, в момент поклона она мне шепнула: «Зайди ко мне», — я подумал, что мне грозит очередное примирение.
А когда вошел, она со всей прямолинейностью и откровенностью — поскольку мы не виделись в тот период месяца два или три, я уезжал на съёмки, — сказала: «Боречка, я замуж выхожу. Ну, вот и всё, наконец-то мы можем расстаться».
В последний раз Татьяна вышла замуж за Роберта Тохненко, который работал в ЦК ВЛКСМ, потом в Главке нефтепромышленности. Познакомились они в садоводческом товариществе «Актёр». Тохненко приобрёл там участок, а Доронина стала председателем.
— Роберт Дмитриевич во всем слушался жены, — рассказывала соседка по даче Евгения Васильевна. — Знаете, я даже его голоса не слышала. Он всегда молчал. Помню, после спектаклей к Татьяне Васильевне шла череда мужчин с цветами, а Роберт Дмитриевич послушно и долго ждал ее в машине у театра…
Доронина вообще любила повелевать мужчинами. Был такой случай. Из-за большой занятости Татьяна Васильевна решила оставить пост председателя нашего товарищества. И вот наши мужчины собрали делегацию и пошли к ней просить остаться. Она их выслушала и вдруг приказала: «На колени!». И все мужчины покорно встали перед ней на колени!
Тохненко буквально боготворил Татьяну, но их брак продлился всего лишь три года, пока в 1985 году Доронина не подала на развод.
— Татьяна со всеми бывшими мужьями сохранила добрые отношения, эта черта говорит о щедрости женской души Дорониной — рассказывал Борис Химичев. — Я дружил только с её последним мужем Робертом Тохненко. Как по Лермонтову, «бойцы вспоминают минувшие дни».
Помню, в период их ссоры он оказался у меня дома в гостях и делился своими мужскими горестями. Не удержался и позвонил ей. Тушуясь, сказал: «Таня, это я. Я у Бориса». Она спросила, у какого Бориса. Он ответил: «У нашего»… В общем, Доронина от каждого мужа уходила к следующему по большой любви.
Татьяна Доронина сыграла в кино не так-то много ролей, но несколько из них незабываемы. «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Валентин и Валентина», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе» — настоящие бриллианты, гордо сверкающие в короне Дорониной, как киноактрисы. Но её жизнью и глубокой любовью был театр.
— Любите ли вы театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость…, — читала монолог Виссариона Белинского Доронина в фильме «Старшая сестра» своим удивительным голосом с неповторимым придыханием.
И действительно, в театре она была звездой.
В 1987-м Доронина в последний раз снялась в фильме. Ей было всего лишь 53 года, играть и играть. Но через два года в Художественном театре произошёл всем известный раскол, и Татьяна взвалила на себя нелёгкую ношу руководства новой труппой.
Когда-то в погоне за личным счастьем она бросила ленинградский театр, будучи там примой, искала себя в московских театрах, преуспев в этих поисках. Возглавив МХАТ, который прозвали «доронинским» (ведь был ещё «ефремовский»), Татьяна продолжила своё служение театру с большой буквы. С личной жизнью не сложилось, но Театр заменил ей семью.
В декабре 2018 Дорониной пришлось фактически оставить своё детище, став парадным Президентом театра (эту должность изобрели специально для неё). 26 января 2019 Татьяна в последний раз вышла на сцену в главной роли в спектакле «Васса Железнова».
12 сентября 2023 года Дорониной исполнилось 90 лет. Да, она живёт без детей, без мужа, без семьи, но в дорогом доме престарелых, где пожилой актрисе, которой уже требуется постоянная сиделка, оказывается прекрасный уход.
Татьяне разрешили поселить с собой двух её любимых кошек. С ней её книги (она всегда читала запоем) и воспоминания. Тихая старость заслуженного человека в комфорте и покое.