«Территория моей любви»: Никита Михалков в мемуарах рассказал о загадочном романе с балериной Еленой Матвеевой

От простой балерины Большого театра до хореографа чемпионов фигурного катания – этот сложный путь оказался по плечу хрупкой женщине. Ее сегодня уже не связывают с Большим театром, но знают, как хореографа фигуристов.

А ведь когда-то она блистала в классическом «Лебедином озере» и танцевала на одной сцене с легендарным Марисом Лиепой!

Загадочная Елена в воспоминаниях Михалкова

В 2015 году в свет вышла книга «Территория моей любви». Это мемуары известного режиссера Никиты Михалкова. В них он вспоминает о своей юности, начале актерской и режиссерской карьеры, любимых женщинах. И пишет о девушке по имени Лена, которая оставила глубокий след в его сердце.

Режиссер делится: была в его жизни талантливая балерина, впоследствии ставшая известным хореографом. И балерину эту он обидел, о чем спустя полвека просит у нее прощения. Поклонникам, да и не только, Михалкова известно о двух его браках: с актрисой Анастасией Вертинской и моделью Татьяной Соловьевой. Тогда кто же эта балерина Елена?

Журналистам удалось раскрыть личность загадочной Лены. Ею оказалась Елена Матвеева, блиставшая на сцене Большого театра, а затем достигшая выдающихся успехов в качестве хореографа, работая в фигурном катании. Номера, ее поставленные, исполнялись в разные времена и на олимпийских аренах.

Теперь спустя много лет Елена Матвеевна легко делится о своем романе молодости. Оказывается, это она могла стать первой, а, может быть, и единственной женой Никиты Михалкова.

Несбывшаяся мечта о балете

Елена Матвеева родилась сразу же после победы в Москве. Отец ее был оперным певцом, дружил с композитором Фрадкиным и многими другими известными творческими людьми. Мама была талантливой танцовщицей и даже могла попасть в легендарную «Березку», но отец ей поставил строгое условие: заниматься семьей.

Поэтому мать Лены организовывала изредка фестивали и прочие мероприятия, помогала режиссерам. А вот вопросов о дальнейшей судьбе Лены не было: она собиралась стать артисткой. Так, девушка и попала в Московское хореографическое училище, пройдя большой конкурсный отбор.

А вот в Большой театр попала с трудом. К этому времени у Елены трагически погиб отец, и матери с Еленой нужно было больше работать.

Елену почти приняли в Большой театр, но воспротивилась Софья Головкина, ее педагог. Даже отчислением грозила, мол, нельзя совмещать работу и учебу. Так, в Большой театр Елена попала только через два года.

Возможно, Елена могла стать знаменитой балериной и объездить с постановками весь мир, но все решил неприятный поворот судьбы. повреждение колена, долгое лечение и восстановление, — и Елена была вынуждена оставить балет.

Это было уже не первое её препятствие в жизни, и девушка поняла: здоровье не позволит ей блистать на сцене. Тогда она и подалась в хореографию. Занималась постановками в театрах и в кино.

Понимая, что на сцене ей больше никогда не блистать, Матвеева решила обратиться к хореографии. Сначала она ставила танцевальные номера для театральных постановок и фильмов.

А затем она познакомилась с Татьяной Тарасовой, которая сейчас известна как тренер фигуристов. Той тоже пришлось оставить, но не сцену, а ледовую арену, и тоже из-за проблем со здоровьем . Татьяна и пригласила Елену в мир фигурного катания.

Что интересно, Елена в детстве мечтала стать фигуристкой. В их семье у одних из первых появился телевизор, и юная Лена просто засматривалась виртуозным катанием фигуристов.

Хореограф для олимпийских чемпионов

Первым номером, который Елена поставила, был показательный танец «Кармен» для учеников Тарасовой – Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова. «Кармен» стал началом плодотворного сотрудничества Матвеевой с этой парой.

Елена Матвеева создала для них яркие номера, навсегда вошедшие в золотой фонд фигурного катания. Среди них – «Ромео и Джульетта», «Лебедь», а также знаменитый их олимпийский танец, поставленный совместно с Людмилой Пахомовой.

Не добившись успехов в балете, Матвеева стала известной в мире фигурного катания. Ее танцевальные номера были сложные и изящные, обладающие своим особенным стилем. Танцоры не просто танцевали, а проживали всю музыку до ее последнего аккорда.

Работа в хореографии не прошла даром. За годы работы Елена Матвеева получила звание Заслуженного тренера России, была награждена медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». В сложные послеперестроечные годы Елена Матвеева была старшим тренером сборной СССР по фигурному катанию.

След ее в фигурном катании довольно ощутим: Матвеева не просто помогала спортсменам, она обогатила фигурное катание, сделал советское, а затем и российское фигурное катание самым узнаваемым в мире.

Елена работала с выдающимися спортсменами, такими, как Анна Кондрашова, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Наталья Анненко и Генрих Сретенский, Ирина Слуцкая, Виктория Волчкова, Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Их известность, во многом, — заслуга и хореографического таланта Елены Матвеевой.

История одного любовного треугольника

Они познакомились в далекой юности на премьере фильма «Приключения Кроша». Причем они были еще так юны! Никите было всего шестнадцать лет, он в этом фильме играл свою первую роль, с которой и началось его восхождение на Олимп кинематографа.

Елене было на год меньше, она тогда училась в хореографическом училище. Лена дружила с Евгенией Фрадкин, дочерью того самого композитора. Женя знала всех молодых артистов и дружила с ними. Так Лена тоже попала в богемную тусовку того времени.

С Михалковым стали часто то и дело встречаться в общих компаниях. Слушали вместе музыку, обсуждали кино, пили-ели, танцевали до упаду – самая настоящая молодежная жизнь!

Сначала это была теплая дружба. Все знали, что у Михалкова влюбленность в актрису Анастасию Вертинскую. Но за красавицей советского кино тогда ухаживали многие, например, и Андрей Миронов. В результате она Михалкова выбрала, но вскоре бросила, и его дружба с Матвеевой переросла в романтические отношения.

Нужно сказать, что Елена была девушкой видной, интеллигентной, воспитанной, поэтому отбоя от поклонников она не знала. За ней ухаживали многие артисты, ставшие впоследствии знаменитыми. А вот выбрала она Михалкова.

Хотя долгое время сомневалась: ей казалось, что она влезает в отношения Никиты и Анастасии. А тут у Елены случилось повреждение колена, и Никита просто не отходил от нее, постоянно посещая ее в больнице, преподнося подарки.

Слал любовные письма, подписываясь «Твой Никита Сергеевич», делая шуточную отсылку на отошедшего от власти Хрущева.

Спустя много лет Елена Матвеева вспоминает Михалкова как самого внимательного и галантного кавалера, интересного, умного, с прекрасным чувством юмора. Он очень красиво ухаживал, одаривал балерину знаками внимания. Дарил французские духи, подвозил домой на такси, водил в театры, доставая самые лучшие билеты.

После выхода «Я шагаю по Москве» Михалков тоже стал знаменитым. Безусловно, его внимание очень льстило Матвеевой. А вскоре она поняла, не может без Никиты. Все время они проводили вместе и безумно друг друга любили. Из-за Анастасии Вертинской Елена особо не переживала, ведь эта влюбленность были давно в прошлом. А зря…

Их идиллию разрушило именно появление Анастасии Вертинской. Так, образовался самый настоящий любовный треугольник с участием Никиты Михалкова и двух ярких красавиц – Елены Матвеевой и Анастасии Вертинской. Последняя в то время была уже дико знаменита.

После выхода картин «Алые паруса» и «Человек-амфибия» Анастасия не могла на улицу спокойно выходить. А ведь ей было всего шестнадцать лет! Полно было у нее и поклонников, что слегка разбаловало юную красавицу, и она маневрировала ими как хотела. Поговаривали даже, что за ней ухаживал сам Смоктуновский на съемках «Гамлета».

Елена отлично общалась с Вертинской и каждый раз поражалась ее расчетливости. Например, та интересовалась, с кем ей закрутить роман: с Мироновым или Смоктуновским. Смоктуновский – серьезный и влиятельный, но женатый. А вот Миронов, хоть и одинокий – недостаточно обеспеченный.

Многие из современников, свидетелей тех событий рассказывали, что Анастасия Вертинская решила вернуть Михалкова, не желая мириться с его потерей. Однажды увидев счастливую пару в Доме кино, Вертинская потеряла покой.

Первую красавицу задело, что ее бывший поклонник так быстро забыл ее и утешился в объятиях не менее красивой девушки. Еще и духи французские дарит кому-то, а не ей! После этого начались «случайные» встречи то тут, то там А однажды Вертинская при всех сказала Михалкову, что любит его.

Михалков был снова очарован ею и, несмотря на чувство вины перед Еленой, не смог противостоять своим чувствам. А ведь у него и Елены все шло к свадьбе.

Как считает Елена Матвеева, Вертинская просто использовала любые способы, чтобы привлечь его внимание, и в итоге забеременела. Это был «брак по залету». Михалков же, оказавшись перед сложным выбором, решил жениться на Вертинской.

Елена Матвеева, понимая силу его чувств, отступила без борьбы. Разрыв с Михалковым был для нее очень болезненным, но она с пониманием отнеслась к выбору. Да и, если честно, не могла она ничего поделать. А ведь мать ее предупреждала: она говорила, что не будет у них отношений и тем более семьи.

А Михалков вспоминал в своих мемуарах, что был Вертинской будто бы одержим, околдован. Не видел никого вокруг, ни о ком больше думать не мог. Однажды они просто сбежали вдвоем с празднования дня рождения Елены Матвеевой, которая тогда еще была его девушкой! Но она сидела и видела, какими глазами эти двое смотрят друг на друга, и все поняла.

Кстати, его отец, писатель Сергей Михалков тогда сказал, что брак этот будет «учебно-тренировочным». Так и вышло. Отношения Михалкова и Вертинской не спас даже общий сын Степан. Они развелись через четыре года брака.

После развода Никита позвонил Елене. Рассказывал, что Вертинская вышла замуж не за него, а за деньги его отца. Говорил, что их отношения закончились не через четыре года, а через полтора. К этому времени Елена уже вышла замуж за режиссера Бориса Ермолаева. Время было потеряно, простить Михалкова она не могла.

С мужем Елена прожила недолго, всего четыре года (как и Михалков с Вертинской), детей в этом браке не было. Потом был еще один брак с артистом балета, но о нем артистка не любит вспоминать. Рассказывает, что муж оказался непорядочным и предал ее.

Дружба крепче любви

С тех далеких времен прошло более шестидесяти лет. Сегодня и Елена, и Никита оставили все обиды в прошлом и прекрасно общаются друг с другом. Пусть не так часто, но это общение теплое и искреннее. Так, Никита Сергеевич одной из первой пригласил Матвееву на юбилей своего фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Праздник проходил на открытом воздухе в Нескучном саду. В тот день Елена подарила Никите на огромную плюшевую игрушку – ротвейлера. Всю официальную часть Михалков, как будто не слушая выступления других, сидел в обнимку с подарком от Елены, показывая, как он ему дорог.

А Матвеева, взяв в руки микрофон, произнесла трогательный тост за «маршала нашего кино», чем невероятно растрогала Михалкова. Дружба сильнее любви: в этом теперь Елена Матвеевна уверена точно. Любовь не всегда выдерживает испытания, что и произошло в их случае. А вот дружба от них только крепнет, и это время давно доказало.

Оцените статью
«Территория моей любви»: Никита Михалков в мемуарах рассказал о загадочном романе с балериной Еленой Матвеевой
Последний роман генсека Брежнева