Третий не лишний: итальянский брак

«Не беспокойтесь, я позабочусь о вашей жене. Она в надежных руках» — сказал вельможа, поклонившись мужу своей подопечной. Муж одобрительно кивнул. Его супруга проведёт остаток времени с их близким человеком. В Италии это было нормальным, напоминая брак втроём.

Для приличия третьего человека называли чичисбей. Его приравнивали к рыцарю, служащему своей даме. С виду у него была благая функция: сопровождать даму на прогулках и развлекать ее, но на деле — законный фаворит, чья любовь была дозволена мужем.

В XVII-XVIII веке итальянские дворы охотно переняли на себя повадки версальской знати. В моду входила галантная любезность, флирт и общительность женщин. Эта общительность в корне изменила супружеские отношения. Мужья стали менее ревнивы.

В 1690 году в Италии появились чичисбеи. Ни одна дама более не могла показаться в церкви или на светском вечере в полном одиночестве. А у супруга не всегда хватало времени и сил сопроводить свою жену. Есть предположение, что чичисбеи появились из-за французских солдат во время осады Турина.

Они отправились на карнавал в Генуе, где ухаживали за дамами. Из Генуи обычай распространился на всю Италию.

В более консервативном Неаполе Чичисбеи прижились только в 1740 году. Женщина не могла толком остаться одна будучи в собственном доме. Её окружали слуги, двери в комнату по обычаю не должны были быть закрыты, а поездка в карете, по словам тех людей, «напоминали мусульманскую слежку».

Сами чичисбеи были молодыми юнцами. Мужчины женились гораздо позже — в возрасте 30-35 лет. Женщины — в 20 лет. Эта возрастная пропасть привела к небольшой доли безбрачия в Италии. Молодые люди не хотели жениться рано, так как сперва у них было обучение в колледже, а после хотелось насладиться жизнью для себя.

Служение некой даме как раз таки спасало от пагубных вещей и ошибок молодости. Считалось, что замужняя взрослая дама научит юнца правильным вещам и поведению в обществе.

Чичисбеизм не признавал социальной открытости. Не каждая дама могла обзавестись таким спутником. По словам маркизы ла Ланде: «эта привилегия знатных женщин не распространяется на средний класс. Горожанки в Венеции живут в своих домах, у них нет казино, светских приемов и выходов. Средний класс и буржуазия слишком интеллигента и прилична для такого рода практики».

Перейдем к обязанностям чичисбея. Он выбирался по обоюдному согласию мужа и жены. Чичисбей должен был сопровождать свою подопечную, усердно ухаживать и проявлять платоническую любовь. Более близкие, физические контакты были запрещены. Он должен был служить своей даме, как средневековый рыцарь, по подобию куртуазной любви во Франции.

Чичисбей мог поддержать беседу на любую тему, посещал те же места и ел те же продукты, что и его дама. Если женщина собиралась погостить в другом городе, то её рыцарь следовал за ней. И всё это за счет мужа. Для женщины сопровождающий был ниточкой к свободе.

Порой, чичисбей действительно влюблялся в женщину из-за воздержания. Бывали случаи, когда они становились возлюбленными. Муж обычно догадывался. Не каждый был рад «второму господину в этой семье из трех человек». Порой, супруг, после долгого отсутствия, по возвращению мог обнаружить у своей жены детей.

Более того в брачном итальянском контракте было прописано, что муж выделял карманные деньги или ренту для своей жены на общественную жизнь, на экипаж с лошадьми, слуг, обслуживающий персонал, на поход в театры и на сопровождающего.

В 1798 году в Пизе был подписан контракт между знатной дамой Терезой Лоренцани и её рыцарем Томаззо Поски. Тереза, согласно договору, могла флиртовать с другими мужчинами, при условии, что её чичсбей не будет обделен вниманием.

Томазо имел право не каждый день ходить к даме, а Тереза не имела права жаловаться на это. Если чичсбей не появляется больше года, то дама могла оставить его трижды по два месяца у себя дома, чтобы решить, продолжит ли рыцарь служить ей или нет.

«Это самая нелепая вещь, которую только могли выдумать глупые люди. Они — возлюбленные без надежды. Жертвы, которые жертвуют своей свободой ради выбранной ими дамой. Нет ничего глупее странствующих рыцарей, чем чичисбеи» — Монтескье

Были и противники чичисбеев. В особенности — церковь. Но их увещевания были бесполезными. Наконец, в 1810 году пришел закат чичисбеев. Для мужчины считалось недостойным как свободному человеку находится рядом около женщины и служить ей, словно евнух в гареме.

В моду вошла благопристойность. Отчасти, благодаря политике Наполеона Бонапарта, который настаивал на семейных обязательствах, домашних делах и даже велел выдавать пригласительные билеты только на имя мужа и жены.

Оцените статью
Третий не лишний: итальянский брак
«Тоскливый брак»