«Цветы для соперницы»

Открыв шкатулку с драгоценным украшением, Адриенна едва подавила вздох: на бархатной подушке лежал золотой перстень с выгравированной фиалкой — ее любимым цветком. Этот дорогой подарок мог значить только одно: ее любимый мужчина вновь был ей неверен…

Девочка по имени Адриенна родилась в крошечной французской деревушке в 1692 году. Ее отцом был вечно злой и нетрезвый шляпник Роберт Куврер, а матерью — безымянная прачка, у которой не хватало сил и смелости противостоять агрессивным выходкам мужа.

Когда малышке Адриенне исполнилось десять лет, шляпник с семьёй перебрался в Париж, где вскоре открыл мастерскую, которая, правда, не приносила существенного дохода.

Девочка, вынужденная с ранних лет тяжело работать, чтобы помогать родителям, мечтала совсем о другой жизни — яркой, счастливой, наполненной шумом театра и бурными аплодисментами.

И шанс на исполнение мечты Адриенне однажды выпал: четырнадцатилетняя девушка поступила в небольшую бродячую труппу, где ей предложили маленькую, но значимую роль. Так, путешествуя с актерами по всей Франции, она набиралась опыта.

Во время очередного выступления Адриенна привлекла внимание импресарио Поля Леграна, который увидел в симпатичной девице, дочери шляпника, будущую жемчужину парижской сцены.

Девушка с радостью согласилась учиться у мастера, да и ее родители дали на это согласие, так что через пару лет Адриенна, взявшая себе псевдоним «Лекуврер» дебютировала на сцене Лилльского театра, куда ее приняли по протекции Леграна.

Свежая манера игры — без столь присущего ее современницам излишнего драматизма — быстро принесла актрисе невероятную популярность. За свою не слишком долгую карьеру она исполнила не менее ста ролей и принимала участие более чем в тысяче представлений.

Настоящая слава ждала Адриенну на сцене «Комеди Франсез» в Париже, где она смогла закрепиться после грандиозного дебюта в роли Электры в 1717 году.

К тому моменту за плечами красавицы было уже несколько не самых удачных романов и даже две внебрачные дочери. По натуре Адриенна была женщиной влюбчивой и ранимой: находя очередного мужчину, она растворялась в нем без остатка и с трудом переживала неминуемый разрыв.

Особенно тяжела для нее была гибель первого возлюбленного — богатого барона, который, неудачно упав с лошади, ушел у нее на руках. После этого трагического случая во всех отношениях Адрианна занимала роль жертвы: ради благополучия и счастья очередного любовника она была готова на все.

Например, во время романа с философом Вольтером, актриса ухаживала за ним, пока он болел ветряной оспой, не боясь заразиться смертельной болезнью.

Несмотря на незнатное происхождение и свободный образ жизни, Адриенна пользовалась успехом в высшем обществе: она держала салон, посещаемый отнюдь не последними людьми того времени — герцоги, маркизы, графы, бароны…Возможно, там Адриенна и познакомилась с графом Морицом Саксонским, будущим маршалом Франции, и одним из бесчисленных бастардов Августа Сильного.

Мориц был на четыре года младше Адриенны и уже успел добиться успехов на военном поприще. От отца он унаследовал не только целеустремленность и упрямство, но и умение нравиться противоположному полу.

Жену, найденную для него королем, он так и не смог полюбить и даже добился развода, однако недостатка в других женщинах у графа не было: одно время на деньги уже бывшей супруги Мориц содержал целый легион любовниц.

Оказавшись в Париже, граф пустился во все тяжкие, но, встретив Адриенну, на время забыл о своих похождениях, безумно ее полюбив. Актриса отвечала Морицу взаимностью: наконец-то ей казалось, что рядом тот самый мужчина, с которым она могла бы провести вместе всю жизнь.

Адриенну не смущало даже то, что Мориц никогда не смог бы на ней жениться: по закону, прелюбодеи не могли вновь вступать в брак, не говоря уже о том, что Август II никогда бы не одобрил этот союз. Актрису же мало волновали глупые условности: она родила Морицу дочь, а когда чувства потеряли свою новизну, и граф вновь принялся за старое, Адриенна прощала ему все измены.

Однажды мадмуазель Лекуврер даже продала свои драгоценности и столовое серебро, чтобы ее возлюбленный мог получить возможность завладеть герцогством Курляндским. Желанного Морис так и не добился, но самоотверженность дамы сердца оценил.

Однако любвеобильность графа, в конце концов, погубила Адриенну. Очередная интрижка Морица — с замужней герцогиней Бульонской — неожиданно вылилась в нечто более серьезное, и соперница начала ревновать вельможу к его старой любовнице. Ни скандалы, ни интриги не помогали: герцогиня чувствовала, что сердце графа отдано не ей.

Нрава она была крутого, о чем знали все, и вскоре в обществе пошли шепотки: не задумала ли герцогиня что-то страшное? Общие подозрения лишь укрепились, когда однажды Адриенне принесли записку от некоего аббата Буре, который предупреждал женщину, что герцогиня Бульонская планирует ее отравить.

В серьезность этого предупреждения поверили все: бедная Адриенна несколько недель боялась выходить из дома. На первое после перерыва выступление мадмуазель Лекуврер собралось все парижское общество. Пришла на спектакль и герцогиня Бульонская, чтобы доказать — подозрения не имеют под собой оснований.

Однако это не помогло: слова Федры — «Я не из женщин тех, беспечных в преступленье, что гнусность совершить готовые всегда, умеют не краснеть от тяжкого стыда» — Адриенна произнесла, глядя прямо в глаза сопернице. Герцогиня, покраснев от гнева и позора, покинула театр, и актриса почувствовала себя отомщенной.

Однако всего через несколько месяцев после этих событий, в марте 1730 года, Адриенна неожиданно почувствовала себя плохо и вскоре скончалась, как были уверены все — отравленная злопамятной герцогиней. По слухам, позже легшим в основу одноименной оперы Франческо Чилеа, бедная женщина скончалась, вдохнув аромат подаренных ей цветов.

Оцените статью
«Цветы для соперницы»
«Елизавета — противостояние сестер»