«Ты будешь мной доволен», — шептала нежно актриса

Серое здание церкви Св. Евстафия внутри оказалось почти таким же, как и снаружи. Может быть, Морису только так показалось… Может, лицо священнослужителя, такое же серое, каменное и непроницаемое придавало обстановке соответствующий вид…

— Адриенна должна быть погребена в освящённом месте, — граф Саксонский говорил очень горячо и убедительно. — Она заслуживает этого…

— Только Господь взирает на деяния наши сверху. Ему действительно видно всё, — на лице викария не шевельнулся ни один мускул. — Покойная была актрисой, — в глазах священника промелькнуло подобие эмоции, и это было презрение…

Тридцатью семью годами ранее…

Шляпник Робер Куврёр не был богат. Целыми днями он сидел в своей мастерской и создавал новые головные уборы. Вот только в маленьком городке спрос на них был невелик.

В 1692 году в семье родилась дочка, маленькая Адриенна. Денег катастрофически не хватало, и шляпник решился искать счастья в столице.

Собрав нехитрые пожитки и дочь, он отправился в Париж.

Робер открыл собственную шляпную мастерскую недалеко от театра. Маленькая Адриенна каждый день видела, как к театру съезжаются кареты с великолепными холеными актрисами.

По афишам, которыми были оклеены все окрестные тумбы, она знала каждую поименно. Девочка широко раскрыв глаза смотрела на прелестных барышень, и ей казалось все это несбыточной мечтой.

Маленькая Адриенна получила должное образование по меркам буржуазии, то есть научилась читать и писать. В этом ей помогли монахини близлежащего городского монастыря. Как и все парижские дети того времени, часть образования дочь шляпника получала прямо на улицах.

Собираясь в шумные веселые компании в день премьеры, они прибегали к театру, любовались на великолепные наряды приехавших на спектакль дам и элегантных кавалеров.

Андриенна буквально грезила театром. Она мечтала стоять на сцене и ловить на себе восхищенные взгляде почитателей. Видимо, ее желание было настолько сильным, что уже в четырнадцать лет она все-таки попала на театральные подмостки.

Марк Антуан пробирался сквозь толпу, не обращая внимания на толчки и окрики зрителей. Он и читал, и смотрел «Полиевкта» за авторством Корнеля больше десятка раз, но сегодня впервые увидел образ главной героини таким, каким он его представлял в своей голове…

— Кто эта девушка? — он просто спросил вслух, но стоявший рядом зевака принял вопрос на свой счёт.

— Ежели вы, сударь, соизволите перестать пихаться и пыхтеть, то я вам отвечу. Вон та прелестница, которая играет эту…как её… Паулину, да. Это дочь Робера Куврера, шляпника. Адриенна.

Юную актрису заметил один из преподавателей «Комеди Франсез» Марк Антуан Легран. Восхищённый её естественным и живым поведением на сцене, он взялся за обучение Адриенны актёрскому мастерству, то есть собрался сделать из алмаза бриллиант.

Благодаря обучению Леграна, Куврер получила свои первые комедийные роли. Когда же ученица начала превосходить учителя, тот дал ей рекомендацию в театральную труппу театра города Лилль.

Хозяйка Лилльского театра Елизавета Клавель приняла Адриенну в труппу почти безоговорочно.

Условие было только одно: для придания благородства к фамилии девушки нужно добавить приставку «Ле». Адриенна с лёгкостью согласилась на это условие; вскоре она играла главные роли почти во всех комедийных спектаклях театра.

Обучение у Леграна, умение полностью вжиться в роль, лёгкость на подъём и чисто женское обаяние всячески этому способствовали.

Лекуврёр была прелестной на личико. Точеная фигурка и пластика кошки добавляли ей шарма. Мужчины готовы были ночами стоять под ее балконом, ожидая одного единственного взгляда.

Адриенна сошлась с сыном хозяйки театра Клавелем. Роман длился недолго, зато Клавель дал Лекуврер следующую рекомендацию – в труппу самого герцога Лотарингского в Люневиле. Лучшей актерской труппы было трудно представить.

Но главная драма Адриенны разыгрывалась не на сцене, а в реальности.

Лекуврер познакомилась с офицером Пикардийского полка, который восстанавливал силы после тяжёлого огнестрельного ранения в грудь. Впечатлительная натура, Адриенна влюбилась в героя войны без памяти, посвятив свободные от репетиций и выступлений минуты заботе о военном.

Трагедия случилась внезапно, как гром поразив молодую актрису. Пикардийский офицер погиб во время прогулки верхом. Лошадь понесла, дворянин упал на полном скаку. Ещё не совсем зажившая рана открылась, вызвав большую потерю крови.

На несколько месяцев актриса уходит из театра, она была не в силах справиться с горем. Но вне сцены он не видела жизни, поэтому в 1711 году возобновила выступления в театре Страсбурга, где значилась головной актрисой. Здесь новая любовь охватила ее.

Граф де Кленглен был прекрасен собой. Он быстро нашел способ познакомиться с хорошенькой актрисой. Вскоре он стал частым гостем в ее доме, а через полтора года женщина родила ему дочь, Франсуазу-Екатерину-Урсулу.

Потом пара рассталась, а Андриенна продолжила блистать на театральных подмостках. В 1716 году Лекуврер дебютировала на сцене парижского «Комеди Франсез». Успех Адриенны всегда определялся её новаторством, оригинальным подходом ко всему, начиная от необычных костюмов и заканчивая актёрской подачей.

На сцене тогдашних театров актёры обычно монотонно произносили текст, торжественно декламируя его, когда нужно было сделать акцент. Лекуврер же вышла за рамки в своей работе с текстом: она не стесняясь добавляла экспрессии и звучания, работала с голосом, интонацией.

Всё это происходило очень естественно и органично, потому что Адриенна проживала каждый момент пьесы. Сам молодой Вольтер, мастер слова, по-настоящему оценил талант актрисы.

Жестокий роман

Адриенна Лекуврер не знала отбоя ни от ролей, ни от поклонников. Она играла практически в каждом спектакле «Комеди Франсез», превнося новое в прочтение пьес Расина, любимой же её ролью на всю жизнь останется Паулина Корнеля.

Граф Морис Саксонский – богатый и разнузданный красавец. Он снискал для себя славу эдакого лихого ловеласа, пройдохи и картежника. Любил женщин. Но больше всего актрис. Они не так жеманны, как домашние барышни, которые, того и смотри, ненароком женят тебя на себе. И прощай веселье.

Ему приглянулась Андриенна. Актрисе к тому времени было уже тридцать лет. Уже не так юна, но по-прежнему необычайно хороша собой. Морис действительно любил женщину, но это не мешало ему увиваться за другими кокетками. Он постоянно ей изменял, но она прощала, ведь неверный возлюбленный всегда возвращался к ней.

Ради одной из афер графа Андриенна даже продала почти все свои драгоценности. О случившемся очень скоро стало известно во всех салонах Парижа. С тех пор за Лекуврёр закрепилось звание «самой щедрой женщины Парижа».

Вскоре у Андриенны появилась достаточно серьезная соперница – нечета смазливеньким актрисам, которых она уже привыкла «отшивать пачками».

Герцогиня Бульонская была настроена решительно, женщина гордая и властная, она привыкла добиваться своего любым путем. Ей было мало легкого романа с графом. Она хотела женить его на себе, но при этом понимала, что Лекуврёр имеет на него слишком сильное влияние.

Пылкая барышня нашла единственный способ избавиться от соперницы – отравить ее. По одной версии герцогиня отравила букетик фиалок, которые так любила Андриенна. По другой – шоколадные конфеты. Как бы то ни было, но вскоре актриса почувствовала недомогание.

Плохое самочувствие длилось на протяжении нескольких дней. Она умирала в одиночестве. Только Мольер приехал поддержать ее.

Похоронили ее как грешницу за забором церкви. Актрисы приравнивались к блудницам.

Герцогиню публично обвинили в содеянном. Теперь никто не желал иметь с ней ничего общего. Она была опозорена и унижена. В свою очередь Бульонская уверяла, что не имеет ничего общего со смертью выдающейся актрисы. О чем спустя столетия сообщили и историки. Андриенна умерла от естественных болезней, которые успела накопить за годы актерской жизни.

Что стало с графом?

Он умер через двадцать лет. Видный офицер, командир, он одержал немало славных побед на поле боя, но так и не избавился от своих пагубных пристрастий волочиться за актрисами.

Родственники с упоением пересказывали, как граф, желая защитить честь некой дамы, погиб на дуэли. Напрасно, все прекрасно знали, что тот скончался от сердечного приступа в обществе хорошеньких актрис.

Адриенна Лекуврер была похоронена на берегу парижской реки Сена. Никакие старания поклонников и графа Мориса не смогли убедить руководство церкви в том, что актриса была достойна большего.

Оцените статью