«Ты ещё наплачешься!»

— Он бросит тебя, как бросил меня. – Произнесла эта красивая женщина. – Не думай, что ты исключительная!

Эти слова были подобны пощёчине, и Марина вздрогнула. Всё, о чем она мечтала, было решено немедленно забыть. Так нельзя, в самом деле. Строить счастье на несчастье другой женщины. Объяснение с Иваном Пырьевым она запланировала на тот же вечер.

Мать была неграмотной, а у отца – три класса образования. Никто и не думал заставлять Марину учиться изо всех сил. Она родилась в 1908 году и стала старшим ребенком в семье Ладыниных. Как и многие девчонки в селе Назарово вставала спозаранку, помогала матери с огородом, потом шила, готовила и убирала…

Надо было помогать поднимать младших детей. Но при всём при этом был в Марине какой-то внутренний свет. И ещё – невероятная тяга к знаниям.

Скоро она стала самой образованной в семье – выучилась читать, пошла в школу, и там частенько слышала похвалы от учителей. Марина глотала книги, а потом представляла себя героиней романа… «Артисткой будет!» — однажды сказали ей.

Она и не возражала! Когда позвали работать суфлером в школьном театре, не пошла – побежала! А потом вышла на сцену и сама, в Ачинском самодеятельном театре. Пусть декорации были сделаны из грубого картона и мешковины, Марина была счастлива.

— Что это за профессия? – Говорили в семье. – Иди лучше учительницей! Все проку больше будет…

В этом была своя правда. В молодом советском государстве началась бескомпромиссная борьба с неграмотностью. Учителя требовались везде, и Марина без труда нашла работу. Сменила несколько мест, прежде чем оказалась неподалеку от Смоленска.

Там-то в её жизнь и постучался Его Величество Случай. Случайно познакомившись с актером Сергеем Фадеевым, который работал с Мейерхольдом, Марина рассказала ему о своем давнем затаённом желании – стать актрисой.

— Поступайте в ГИТИС! – Не задумываясь, ответил Фадеев.

Её приняли с первого раза. Комиссии приглянулась эта живая миловидная девушка, так выразительно читавшая Есенина. Да и образ деревенской простушки был востребован… А на втором курсе Ладынину уже позвали в МХАТ!

Станиславский отмечал только один изъян Марины – слишком длинные руки, о чём прямо говорил ей. С той поры на каждом спектакле она думала куда их деть… Непременно нужен был какой-то аксессуар – платок ли, сумочка, или книга.

Учась в ГИТИСе, она познакомилась с Иваном Любезновым. Между ними было много общего – оба из простых семей, оба не слишком уверенно чувствовали себя в столице. Мягкий и покладистый Иван так трогательно заботился о Марине, что она не устояла.

Они поженились, но буквально сразу начали вести параллельную друг другу жизнь – служили в разных театрах. Если у одного выдавался спокойный вечер, то второй был занят в спектакле. И наоборот. Редкие встречи никак не способствовали укреплению этого брака, где любил только один.

О том, что Марина равнодушна к нему, Любезнов знал с самого начала. Она позволяла себя любить. А однажды на каком-то кинематографическом вечере Марина познакомилась с итальянским дипломатом.

Роман был ярким и коротким, у него вполне могло быть продолжение, но Ладынину позвали на Лубянку. Ей предложили стать осведомителем, и от этой роли Марина сразу отказалась. За этим последовал разрыв с итальянцем и увольнение из театра… Всё надо было начинать с самого начала.

Но ей несказанно повезло: однажды приятельница познакомила Марину с начинающим режиссером Иваном Пырьевым. Готовились съемки фильма «Вражьи тропы», о разоблачении кулаков-вредителей.

Требовались молодые актрисы, и Ладынина идеально подошла. Любезнов твердил ей: «Давай уедем из Москвы! Устроимся в театр где-нибудь подальше из столицы». Но Марина отрицательно качала головой. Кино уже захватило ее.

Марина уже тогда понравилась Пырьеву, хотя ее роль и не была такой заметной. У режиссера зрел масштабный план – экранизация «Мёртвых душ». Плюшкина должен был играть сам знаменитый Всеволод Мейерхольд, а написать музыку – Дмитрий Шостакович.

Уже готовили реквизит, уже начались пробы, когда в газете «Правда» вышла разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Она подвергала критике творчество Шостаковича, и Пырьев отступил. Он почувствовал опасность, поэтому «Мёртвые души» остались нереализованным проектом, а вот на экраны вышел фильм «Партийный билет».

«Жить стало лучше, жить стало веселее», — этот лозунг Пырьев был намерен продвигать и активно использовать. Ему дали понять: да, направление верное! Вот поэтому сценарий «Богатой невесты» — музыкальной комедии о колхозной жизни – приглянулся режиссёру сразу.

Остро был нужен озорной и яркий типаж, и вот тогда вспомнили о Ладыниной. Их новая встреча с Пырьевым произошла возле кинотеатра, где показывали «Цирк». Марина пришла вместе с подругой и очень волновалась – хватит ли билетов. И тут появился Пырьев…

— У меня есть для вас предложение. – Сказал он.

Главную героиню в «Богатой невесте» тоже звали Мариной. Говорили, что это был комплимент режиссера молодой актрисе. Эта блондинка с лучистым взглядом очаровала его, хотя на съемки Ладынина приехала вместе с мужем: для Любезнова тоже нашлась роль.

Вскоре уже никто не удивлялся, что после тяжелого съемочного дня за Мариной приезжает режиссерский автомобиль, чтобы подвезти ее. Иван видел, что его брак трещит по швам. Как сильно он переживал, не знал никто. Он предпочитал отмалчиваться.

Картину снимали на юге, но отправить телеграмму в Москву не составляло никакого труда. И вот кто-то уже сообщил Аде Войцик, законной жене Пырьева, о том, что происходит за тысячу километров от неё.

Она прилетела спустя два дня. Ада не собиралась играть в кошки-мышки и сразу явилась к Марине. Говорила твердо, резко:

— Я понимаю, что это очень льстит самолюбию – когда за тобой ухаживает режиссер. Только ты должна понять: если он бросил меня, то бросит и тебя. Не думай, что ты такая исключительная. Ты еще наплачешься.

Марина кусала губы, сдерживаясь от ответа. Впрочем, она понимала, что виновата, а вот Ада имела право на гнев… И вечером с Пырьевым произошло объяснение – им надо расстаться.

— У тебя ведь жена и сын! – Говорила Марина. Словно не знала этого раньше…

В ту пору Ладынина сама ждала ребенка, но ничего не сказала режиссёру, решив окончательно уйти от него. А вот Иван Любезнов, её муж, был в курсе, и увидел в этом событии новый шанс.

— Мы можем начать с самого начала. – Убеждал он. – Ты, я и ребенок.

— Ваня, я тебя не люблю. – Устало отвечала Марина. – Мы всё равно разведемся… Женись на моей сестре, она ведь на меня похожа.

Всё завертелось в одном странном круговороте – Пырьев, который поначалу так спокойно отступил, стал метаться между двумя женщинами. Ада устраивала скандалы и ее звонкий металлический голос громко раздавался на весь этаж их дома.

Марина упорно не хотела воссоединения с Иваном Пырьевым. О ребёнке скоро узнали все, но Ладынина планировала воспитывать его одна. Она даже уехала в Одессу, чтобы быть подальше от Пырьева…

Однажды ей прислали телеграмму с киностудии. В ней говорилось, что любимый ею человек находится при смерти. И только ее появление может спасти его жизнь. Не задумываясь, не мешкая, Марина помчалась в Москву. Конечно, это была уловка. Но она изменила всё.

Два развода последовали за этим – Марины и Любезнова, а еще Пырьева и Ады. Ладынина очень быстро вышла замуж за режиссера, а вот ее бывший муж, в точности, как и советовала Марина, взял в жены ее младшую сестру. Забегая вперёд, скажу, что они оказались вполне счастливы.

А Марина превратилась в настоящую советскую суперзвезду. Теперь она снималась во всех фильмах Пырьева, получила пять Сталинских премий… В высотке на набережной супружеская пара занимала просторную пятикомнатную квартиру. Уборкой занималась прислуга, за рулем автомобиля сидел водитель. К услугам Ладыниной было все.

Но у нее становилось всё меньше поводов для радости. Сначала шёпотом, а потом громко, стали говорить о том, что у Пырьева есть увлечения. Имена называли разные – Клара Лучко, Екатерина Савинова, Людмила Марченко… Другие разговоры еще больше пугали Марину: что всем, кто отвергал Пырьева, он грозился сломать карьеру. Она не могла в это поверить.

Но пришлось. За Марченко режиссер Пырьев ухаживал так настойчиво и практически не скрываясь, что Ладынина не выдержала.

Она написала жалобу на режиссера (в то время многие жёны прибегали к такому шагу), а потом резко передумала ее отправлять – бросила в мусорную корзину. Знала бы она, что эту бумагу достанет домработница и покажет Пырьеву – порвала бы на мелкие кусочки.

Режиссёр был в ярости. Теперь никакого пути назад не было.

Бумаги о разводе Марина долго отказывалась подписывать. Были судебные заседания, где Ладынину обвиняли в том, что она легкомысленная женщина и плохая мать… Любовь на глазах превращалась в ненависть, и от этого было больнее всего.

Пырьев настойчиво добивался расторжения брака, ведь его уже поманила новая красавица, Лионелла Скирда, младше Ладыниной на целых тридцать лет…

Из её жизни разом ушли все – кино, которому она посвятила столько лет. Друзья, которые приняли сторону Пырьева. Даже сын. Он предпочел жить с отцом. Слова бывшей жены режиссера стали пророческими. Плакала Марина много…

Пырьева она видела с той поры только один раз – на его же похоронах. А сама она прожила очень долгую жизнь. Марины Ладыниной не стало 10 марта 2003 года. Перед этим она много-много лет старалась редко общаться с внешним миром, практически никуда не выходила.

Под конец жизни кто-то из журналистов спросил ее: любила ли она Пырьева? На что Марина ответила просто – она любит его и теперь.

Оцените статью