Уснула девой, а проснулась с женихом

Что происходит на этой картине? На заднем плане в разгаре шумная пирушка, и кто-то из гостей уже мертвецки пьян. На них с опаской взирают двое молодых людей. Они явно что-то задумали!

Название картины — «Канун Святой Агнессы» — ничего не скажет простому зрителю, по крайней мере, не знакомому с английской литературой 19 века. Именно так называется поэма (баллада) поэта-романтика Джона Китса, умершего в 1821 году в 25-летнем возрасте.

Сегодня Китс для англичан, это примерно, как Лермонтов для русских. Поэма неоднократно издавалась в России в разных переводах.

Автор картины – британский художник Уильям Холман Хант (1827-1910) – один из основателей Братства прерафаэлитов. Художественный стиль «братьев» – одно из самых ярких и необычных течений в истории мировой живописи.

Довольно часто художники-прерафаэлиты искали вдохновение в классической английской литературе. И картина Уильяма Ханта далеко не единственная «экранизация» поэмы Китса «Канун Святой Агнессы», но об этом чуть позже.

Святая Агнесса Римская – одна из первых христианских мучениц, защитница девичьего целомудрия. По легенде молодую деву, не отказавшуюся от веры в Христа, римский военачальник-язычник бросил на растерзание своим солдатам, но те так и не смогли совершить с ней ничего непотребного.

В бешенстве один из воинов выхватил меч и нанес роковой удар. Господь защитил Агнессу от позора и мучений, и даровал ей быструю смерть от меча.

Христианская церковь даже «установила» дату сего события – 21 января 304 года и канонизировала мученицу. Дата стала церковным праздником. В Средние Века вместе с официальным почитанием Святой Агнессы, возник и народный культ.

Накануне официального дня поминовения, 20 января, незамужние девицы по всей Западной Европе ложились спать с верой и надеждой, что именно в канун Святой Агнессы им присниться любимый, с которым они могут делать то, что в реальной жизни до свадьбы запрещено:

В канун Святой Агнессы дева может

Во сне вкусить пленительных услад

С любимым, — сна ничто не потревожит —

Так опытные дамы говорят!

Здесь и далее цитаты из поэмы «Канун Святой Агнессы» из книги Китс Дж. Стихотворения. Поэмы. Бессмертная библиотека. М., 1998. Перевод Евгения Витковского.

Вот и героиня поэмы Джона Китса молодая девушка по имени Мадлен (в некоторых переводах – Маделина) укладывается в постель с надеждой «повстречаться» во сне со своим возлюбленным Порфиро.

Их чувства обоюдны, но против семьи молодых людей:

Два благородных дома навсегда

Разъединяет кровная вражда!

У «Ромео и Джульетты» от Джона Китса нет ни единого шанса быть вместе.

В канун Святой Агнессы Порфиро решает пробраться в замок своей любимой. Его мотивы достаточно просты:

В опочивальню к девушке тайком

Он проскользнет, не проронив ни слова;

Там спрячется за полог и потом

Красавицу увидит без покрова!

Он обращается к старой служанке по имени Анджела и просит провести его в спальню к Мадлен. Та сочувствует бедным влюбленным, но просит юношу одуматься. Не самое удачное время он выбрал:

Спеши домой, Порфиро, скройся с глаз –

Весь кровожадный род пирует здесь как раз!

Но молодой человек непреклонен. Тогда служанка берет с парня слово, что тот не просто посмотрит на «деву без покрова», но и обязательно женится на Мадлен. И проводит Порфиро в спальню девушки, где тот прячется.

Вскоре приходит Мадлен и начинает готовиться к важнейшему событию. Накануне она соблюла обязательные ритуалы — не ела хлеб, не оглядывалась назад и выдержала обет молчания. А теперь помолившись Святой Агнессе, она раздевается и ложится в постель.

Этот момент запечатлел на картине еще один знаменитый прерафаэлит Джон Эверетт Милле (1820-1896):

Девушка заснула в ожидании встретить во сне своего возлюбленного. А тот, вполне себе реальный, вышел из укрытия и заиграл на лютне. Мадлен проснулась, но решила, что это тот самый долгожданный сон. И совершила то, что делают в своих грезах непорочные девицы с юношами в канун Святой Агнессы.

И только когда все закончилось, Мадлен осознала, что это был не сон. И Порфиро рядом во плоти.

Молодой человек оказался верен своему слову. Он убедил Мадлен покинуть замок вместе и стать его женой. После такой ночи Мадлен деваться было некуда.

Молодые люди прошли мимо мертвецки пьяных гостей, и выбрались наружу. Об их дальнейшей судьбе поэт не сообщает, а вот служанка:

Анджела утром умерла от страха

Над ней молитвы были прочтены.

Другой художник-прерафаэлит Артур Хьюз (1832-1915) создал свою версию «Кануна Святой Агнессы», причем в виде триптиха:

На первой панели мы видим, как Порфиро проникает в замок, на второй, как он будит Мадлен, а на третьей влюбленные покидают замок. Как на картине, с которой мы и начали рассказ.

Оцените статью