«Увела мужа из семьи, но вскоре стала ему опорой». История любви Солнцевой и Довженко

«У Довженко женщины были, но ко мне это не имело отношения…», — говорила Юлия Солнцева о своих отношениях с режиссером. Довженко был влюблен в Солнцеву как мальчишка, им довелось многое испытать вместе. Но совместный путь актрисы и режиссера стоил того, чтобы при необходимости пройти его снова.

Лучистая и теплая Солнцева

После 30 Александр Довженко повстречал такую женщину, которая заменила ему солнце на небе. По доброй иронии судьбы фамилия ее была — Солнцева. При виде Юлии трава для Александра становилась зеленее, а птицы пели громче.

Еще в юности Юлия стала звездой немного кино. Природа одарила эту женщину средним ростом, бездонными глазами и идеальной фигурой. Дочка старшего кассира будущего ЦУМа выучилась на актрису и была принята на работу в престижный Камерный. В поклонниках у Юлии ходили Маяковский, Асеев, Брюсов, Белый и с ними Бальмонт. Но сердце красавицы молчало при общении со всеми ухажерами.

  • Лишь однажды сердце Юлии затрепетало, когда она повстречала Довженко. Ради него актриса отказалась от классической актерской карьеры. Она стала вернейшей соратницей режиссера. Вместе с ним снимала фильмы и почти никогда не играла в них сама, так как считала это пошлостью.

Были у Юлии и собственные режиссерские работы. Но любовь к Александру перекрывала все. Она вела быт, служила его личным ассистентом лишь с одной целью: помогать своему гению творить.

А ведь Довженко и правда был самородком режиссуры. Этому сложному ремеслу он почти не учился. Практически сам постиг все азы. Солнцева была для него той музой, которой ему не хватало долгие годы. С ней он взлетел над условностями кинематографа, хотя жизнь, как обычно, внесла нетривиальные коррективы.

Молодой вид искусства

Выбравшись из захолустья, в Киеве Александр получил первое образование. В 1917 он был революционером. Потом состоял на престижной дипломатической службе. В Европе Александр ближе познакомился с молодым видом искусства — кинематографом. И дипломат влюбился в кино.

  • В 1928 режиссер и актриса сделали трудный выбор. Они остались на Родине, хотя их знали в Голливуде. Довженковская «Земля» получила массу положительных оценок от иностранных критиков.

До Солнцевой Александр был женат на интересной женщине Варваре, но она стала инвалидом, ходила с тростью. И когда Варвара узнала, что Довженко влюбился в Юлию, она отпустила его.

После развода Александр Варвару не оставил, а помогал ей лечиться, как делал это прежде. Но развод из-за советских законов Александру было получить трудно. И жениться на Юлии он смог лишь за пару лет до конца своей жизни.

Проверив чувства совместной работой и разлукой, Юлия и Александр стали жить вместе. Сначала это была крохотная комнатушка в Киеве. Потом они «доросли» до трехкомнатной квартиры и собственной дачи.

Совместную жизнь пары мог оборвать арест режиссера, который вмиг стал опальным для переменчивой власти. Но влюбленные удачно и вовремя успели сбежать. Они добрались до столицы, а там через знакомых обратились к Сталину. Вождь отменил арест режиссера, заменив его ссылкой-работой на Дальнем Востоке.

  • В 1942 Александр не попал на фронт по здоровью. Но он упросил сделать его хотя бы военным корреспондентом. На этой должности Александр дослужился до полковника.

С войны буквально из-под рвущихся бомб Александр привез сценарии новых фильмов о Великой отечественной. Один из его сценариев так не понравился властям, что режиссера пригласили в Кремль и объяснили ему, что он перегнул с откровениями.

Итогом новой опалы режиссера стало отстранение от должности руководителя киностудии в Киеве. Его вынудили переехать в столицу и начали жестко цензурировать каждую работу.

В Москве Юлия и Александр практически нищенствовали. Опальному режиссеру не давали заработать. Но при поддержке Солнцевой он выстоял. Хотя в его биографии были такие моменты, за которые перед Юлей ему могло быть стыдно.

Неидеальный мужчина

Юля знала, что у Александра случались романы на съемках. Но к изменам она относилась философски. Она не боялась конкуренции ни с Мордюковой, ни с Кириенко. Довженко нуждался в Юлии не только как в женщине. Она была ему верным и незаменимым другом.

  • «Прощай, Америка!» стала последней, но, к сожалению, недоделанной работой режиссера. Фильм был соткан по указаниям власти Советов, но и он не смог реабилитировать Александра в глазах советских чиновников.

В 1956 ему будто разрешили снова работать. Но Александр уже не мог. Не выдержало сердечко, и гениального режиссера не стало. Вдова Довженко взяла на себя труд закончить работы мужа, а потом сняла несколько своих картин. Но жить без своего гения Юлии было трудно. Больше замуж Юля не ходила. Жила затворницей. Говорить могла только о почившем супруге.

Мемуаров об отношениях с режиссером Юля писать не захотела, хотя ее просили это непременно сделать. Талантливая актриса скончалась в 1989. Последние годы Солнцева жила одиноко, окруженная вещами умершего супруга.

Оцените статью
«Увела мужа из семьи, но вскоре стала ему опорой». История любви Солнцевой и Довженко
«Из Брать­ев Хри­сто­вых я не вы­нес ни­че­го, кро­ме ог­ром­но­го сты­да за всё, что там со мной де­ла­ли». Детство Пирса Броснана