В начале 90-х он боялся еврейских погромов, которые помнил с детства. Последние дни грустного комика советского экрана Готлиба Ронинсона

Этот яркий актёр ушёл из жизни 25 декабря 1991 года. В те дни, когда перестал существовать Советский Союз. И многие смерть артиста напрямую связывают с этим эпохальным событием.

Уверен, что все любители советского кино знают этого актёра. И если не по имени, то в лицо точно. Хотя за всю свою долгую жизнь он не сыграл в кино ни одной главной роли.

Он ушёл из жизни вместе с развалом Советского Союза. И смерть 75-летнего актёра многие связывают с этим событием. Ведь до этого Готлиб Михайлович чувствовал себя неплохо и примерно два раза в неделю выходил на сцену Театра на Таганке.

Вот и в день смерти, он должен был играть в спектакле «Мастер и Маргарита», но в нужное время в театре не появился.

Коллеги, зная, что актёр был очень дисциплинированным, сразу заподозрили неладное. Поэтому было решено после спектакля съездить к нему домой.

Его нашли мёртвым, лежащим на полу. В руке была сердечная таблетка, которую он не успел принять. В квартире работал телевизор, а в тот день с утра в прямом эфире показывали заседание Верховного Совета, на котором было принято решение о роспуске СССР и в Кремле был спущен флаг Советского Союза.

Готлиб Михайлович не был коммунистом, но всегда был предан своей стране. Во время войны просился добровольцем, но так и не был призван в связи с приступами эпилепсии, которыми страдал с рождения. Именно поэтому он никогда не употреблял спиртного, потому что считал, что это провоцирует новые приступы.

Готлиб Михайлович всю свою жизнь прожил с матерью. Свою семью он так и не создал, хотя в молодости у него были романы. Его мать была очень властной и жёсткой женщиной из старинного еврейского рода. Всех девушек, которых сын приводил к ней знакомиться, она встречала в штыки.

И обычно после знакомства с матерью отношения с мягким и добрым Готлибом у девушек заканчивались, так как они не видели дальнейших семейных перспектив.

Готлиб вначале очень страдал, но с годами успокоился и считал свою жизнь с матерью, которая ухаживала за ним как никто другой, вполне комфортной.

Но когда мамы не стало, и Готлиб остался один, коллеги заметили перемены. Он стал замкнутым, выглядел потерянным и неухоженным. Он неделями ходил в неглаженном костюме, на котором не хватало пуговиц, и в одних и тех же демисезонных ботинках зимой и летом. При этом он неплохо зарабатывал и ни в чём не нуждался.

Примерно за полгода до смерти он поделился своими опасениями с Валерием Золотухиным, с которым много лет поддерживал добрые дружеские отношения. Дело в том, что ещё ребёнком он стал свидетелем еврейских погромов в Вильне, где проживал с родителями.

И он очень боялся, что подобные погромы опять повторятся. Кто жил в Москве в конце 80-х и в начале 90-х, тот помнит, какая преступность была в городе.

А много лет назад, в начале 20-х, его семья ночью еле успела сбежать из дома, когда погромщики нападали на еврейские дома, громили, грабили, а хозяев избивали и даже убивали. Наутро, когда власти навели порядок и они вернулись обратно, их дома, по существу, уже не было. Всё, что не успели вынести, погромщики подожгли и уничтожили.

После этих событий случился разлад и в их семье. Родители развелись, отец ушёл жить к другой женщине, а мать с Готлибом перебралась в Москву к своим родственникам, где мальчик пошёл в школу.

И уже потом была война, театральное училище, после которого он сразу был принят в труппу Театра на Таганке и прослужил там всю свою жизнь.

Выступления на театральной сцене и съёмки в кино приносили актёру неплохой доход, и с годами их дом с матерью стал, что называется, полной чашей.

Хорошая мебель, импортная бытовая техника, продвинутая электроника и большая коллекция спиртного. Коллекция занимала два больших стеллажа и включала в себя более трёхсот бутылок коньяка, виски, джинов и других дефицитных в СССР напитков.

Время от времени, когда в дом приходили гости, он что-нибудь выбирал из коллекции и угощал пришедших. Сам же любил только нюхать, в рот ни капли не брал.

К сожалению, после его смерти в течение нескольких дней его квартира была растащена соседями. Виноват участковый, который после вывоза тела в морг просто закрыл квартиру на ключ, но не опечатал.

Оказалось, что у соседей по лестничной площадке был запасной ключ, который на всякий случай им оставил сам Готлиб после смерти матери.

Те знали, что у актёра нет наследников, и решили потихоньку прибрать к рукам его хозяйство, так как через полгода всё должно было быть изъято в пользу государства.

Поэтому, когда через несколько месяцев приехала специальная комиссия, которая решала, что нужно утилизировать, а что изъять как представляющее ценность, в квартире были голые стены и лишь остатки некоторой мебели.

Никто разбираться не стал, и через несколько дней в квартиру въехали новые жильцы, которые всё оставшееся уже сами вынесли на помойку.

Позже коллеги актёра рассказывали, что Готлиба Михайловича очень пугало будущее, так как он понимал, что в стране грядут большие и драматические перемены. Однажды в конце 80-х, после спектакля поздно вечером он возвращался домой. Недалеко от дома его остановили два грабителя.

Он покорно вывернул перед ними карманы и всё, что было, отдал сам. Те его не тронули, всё забрали и ушли. Зайдя в дом, он долго думал, нужно ли звонить в милицию? Рассказал соседям, а те сказали, что жаловаться бесполезно, так как милиция никого искать не будет. И что ему ещё повезло, что его самого не тронули.

Поэтому многие связывают его смерть напрямую с развалом СССР. Страна перестала существовать со всеми вытекающими последствиями. И, возможно, сердце бедного актёра не выдержало. Ведь будущее на самом деле его пугало.

Пик популярности народного артиста РСФСР Готлиба Ронинсона пришёлся на 70-е годы и был связан с его выступлениями в театре. Старшее поколение московских театралов помнят, что в те годы купить билет в Театр на Таганке было почти невозможно.

На каждый спектакль люди занимали очередь с вечера и ждали на улице всю ночь до утра, пока касса не откроется.

В те годы на сцене блистали: Высоцкий, Золотухин, Демидова, Ульянова, Губенко и др. И Ронинсон занимал среди них достойное место.

В кино актёра приглашали лишь как «грустного комика». С таким амплуа было трудно найти главную роль. И всё же однажды он был очень близок к этому.

Мало кто знает, что первоначально Рязанов планировал главную роль в фильме «Берегись автомобиля» отдать Ронинсону. И если бы не удалось уговорить Смоктуновского, то роль Деточкина сыграл бы Готлиб Михайлович.

Но не срослось. Ему досталась лишь роль второго плана, с которой он блистательно справился. Это роль Якова Михайловича — мягкого и трусоватого начальника Юрия Деточкина.

А чуть позже была великолепная работа в фильме «Зигзаг удачи» где он сыграл роль ревнивого мужа Лидии Сергеевны.

Ронинсон снимался у лучших режиссёров страны, и все его роли были яркими и запоминающимися. Ему невероятным образом удавалось гротесковых персонажей превращать в живых и трогательных героев. И звание «грустного комика» он носил вполне заслуженно.

25 декабря исполнилось 32 года, как нет нашей большой страны, и нет этого замечательного актёра. Знаю, что сегодня на его могиле на Введенском кладбище в Москве появятся живые цветы. Они уже куплены одной из его преданных поклонниц.

Оцените статью
В начале 90-х он боялся еврейских погромов, которые помнил с детства. Последние дни грустного комика советского экрана Готлиба Ронинсона
Мать Мэрилин Монро. Её судьба и долгая жизнь в заточении