«Ваганова беременна», — скандал на весь театр. Больше всех удивилась сама Груша, ведь доктор говорил, что она не может иметь детей

Кто, находясь в Петербурге, не бывал на улице Зодчего Росси? На этой улице расположено величественное светло-желтое здание с двойными колоннами. Здесь находится Академия русского балета, старейшее учреждение.

А начиналось все с хореографической школы, которая была основана еще в 1738 году. Академия носит имя Агриппины Яковлевны Вагановой, великой балерины. Именно ей в начале прошлого века удалось спасти русский балет от большевиков, утверждающих новое искусство.

Агриппина Яковлевна воспитала целую плеяду талантливых танцовщиц, среди которых Галина Уланова и Марина Семенова.

Не создана для балета

Казалось бы, Вагановой никогда не стать балериной. Она не выдалась ни ростом, ни фигурой, ни осанкой. Но упорная мечта и твердое желание попасть на сцену и прославиться сделали свое дело. Еще ребенком Агриппина решила, что создана для балета.

В 1902 году Грушенька Ваганова танцевала в Мариинке Петербурга. Известна она была своими вольными, порой дерзкими выходками. То подмигнет со сцены какому-нибудь офицеру, то обнажит ножку выше положенного. За это она получала то и дело выговоры и штрафы.

А наказание в 600 рублей было весомым для ее небольшого жалованья. Но танцовщице как будто доставляло удовольствие подобным образом озорничать. Да и подмигнув офицеру, Ваганова давала согласие на свидание, а это означает, что он ее поведет в лучший ресторан города «Самарканд», где подавали самую вкусную баранину!

Поклонников было много, но Грушенька скоро от них устала. Все они молодые, пустые и бессмысленные. Но, с другой стороны, замуж она тоже не хотела, вся жизнь ее была в балете. Грушенька так мечтала уже поскорее прославиться и танцевать по-настоящему!

Попав в Мариинский театр после окончания хореографического училища с отличием, танцовщица была скоро разочарована. Ей приходилось танцевать на задворках в кордебалете, серьезных партий она не получала. А все потому, что балетмейстеру Мариусу Петипа не нравилась внешность Вагановой.

Он не была милой славянкой, ведь отцом девушки был Акоп Ваганов, персидский армянин. К тому же портили впечатление крепкие мускулистые ноги, широкие плечи. И никого не интересовало то, что Грушенька отлично владеет техникой танца.

Дебют Вагановой в Мариинке проходил в роли 56-ой тени в спектакле «Млада». Грушенька умирала от стыда и тихо радовалась, что отца уже нет в живых, и он никогда не узнает о ее позоре.

Хотя отец всегда говорил, что ее отдали в балетное училище не для того, чтобы прославить. В семье росли три дочери. А балетное училище брало на себя все расходы по содержанию воспитанниц. Так, семья бывшего унтер-офицера, а сейчас капельдинера Мариинского театра решила вопрос с образованием младшей дочери.

Гордая и своенравная Агриппина кордебалет возненавидела. Поэтому каждый день она приходила в класс, где занимались будущие примы Павлова, Преображенская, Карсавина. Грушенька становилась в дальний угол и упорно училась классическому балету.

За упорство, открытость и острый язык Ваганову в Мариинке не любили.

Любовь на всю жизнь

Агриппина не раз замечала на своих выступлениях седого мужчину, который не сводил с нее глаз. Как-то, после спектакля «Капризы бабочки» он, наконец, подошел к ней. Преподнеся танцовщице огромный букет белых роз, господин признался, что она нравится ему больше всех.

Андрей Александрович Померанцев, как представился ей господин, несмотря на возраст, был хорош собой: подтянут, выглядел молодо. Грушенька никогда не отказывалась от ухаживаний, тратила большую часть своего жалования на красивые наряды и знала, где самые лучшие рестораны в Петербурге.

Подруги по балету называли ее влюбчивой, но Грушенька умела радоваться жизни и все мечтала по-настоящему влюбиться.

Совсем скоро Грушенька стала фавориткой Померанцева и разъезжала с ним по Петербургу. Возлюбленный ее был отставным подполковником путейной службы, а сейчас член правления строительного сообщества в Екатеринославе.

Прекрасно воспитанный, образованный, высокий ценитель литературы, живописи, музыки и балета. Они были совершенно разные: Грушенька – вспыльчивая и страстная, Померанцев – добрый, спокойный и мягкий.

Померанцев Грушеньку всячески баловал. Он ублажал ее подарками, дарил ей меха и драгоценности и даже нанял ей прислугу. Грушенька могла больше времени уделять себе и танцам. Она открыто щеголяла в шикарных нарядах, подаренных кавалером, а однажды прикрепила к сценическому костюму драгоценную брошь.

Танцовщица чувствовала, что теперь ее ненавидят все танцовщицы вокруг, но их завистливые взгляды были для нее словно бальзам на душу. Она будто наслаждалась за свои полубедные годы детства, которые провела в интернате.

Пошла в гору и карьера. Ей стали давать роли посерьезнее, и в 1902 года она даже танцевала партию китаянки в балете «Фея кукол». И хотя главная партия была у Ксешинской, Ваганова была удовлетворена, ведь танцевала она наравне с Павловой, Карсавиной и другими примами балета.

Танцовщица стала еще усерднее заниматься, проводя у станка по 8 часов. И вдруг она забеременела.

Новость мгновенно облетела весь театр. Больше всех удивилась сама Груша, ведь когда ей было восемнадцать, доктор сказал, что она не сможет иметь детей.

Положение, в котором Грушенька, оказалась, было для нее некстати. Померанцев не женится на ней, так как женат, растит сына. Да и о карьере балерины можно было забыть.

Но неожиданно для Агриппины Померанцев оставил семью. Разводиться он не стал, но жил с Грушенькой, как с женой. Она, хоть и тосковала по сцене, но почувствовала, что семейная жизнь ей нравится. А вскоре у пары родился сын Александр, которого Померанцев усыновил.

Долгая дорога к успеху

Через некоторое время Ваганову приняли обратно в театр, но хороших партий ей уже не давали. Годы шли, а ее мечта стать примой так и не сбывалась. Уверенность в себе иссякала, энтузиазм угасал, балерина, будучи неудовлетворенной жизнью, срывалась на близких.

Андрей Александрович все делает, чтобы улучшить состояние возлюбленной: задаривает ее подарками, предлагает бросить балет и уехать во Францию. Но нет, Ваганова только и бредит танцами. Андрей Александрович очень любил Грушеньку, поэтому прощал ей ее несносный характер.

Он никогда не признавался, как ему было сложно бросить жену и сына, которого очень любил.

И вскоре случай предоставил счастливый случай.13 ноября 1914 года Тамара Карсавина, исполнявшая главные партии в спектаклях «Жизель» и «Шопениана», неудачно подвернула ногу. Ваганову попросили срочно заменить Карсавину. Почему обратились к ней?

Потому что Агриппина упорно посещала репетиции солисток и знала наизусть все партии. Она могла выступить без постановок, и постановщики это знали.

Ваганова пришла в себя, когда уже зал аплодировал. Только сейчас она осознала, что вот он, успех, ей рукоплещут зрители, а во втором ряду стоит Андрей Александрович и плачет.

Черная полоса в жизни

Тем не менее, карьера ее продвигалась медленно. Несколько раз она исполнила эти партии, но главные роли руководство театра ей все не давало. Обошли Ваганову и «Русские сезоны». А в 1915 году она все же стала солисткой спектакля «Ручей», после этого она, наконец, получила звание балерины.

Казалось, что наконец-то судьба улыбнулась Грушеньке, но не тут-то было. Когда ей исполнилось 36 лет, директор театра Теляковский балерину уволил по возрасту. Обычно выдающимся солисткам делали исключения и продлевали контракты, но Вагановой назначили пенсию и указали на дверь.

С трудом Агриппина пережила это унижение, спас ее только Андрей Александрович. Шла Первая Мировая война, и Агриппина как будто только сейчас открыла глаза, увидев, что происходит вокруг. Теперь у нее было много свободного времени, танцовщица много гуляла и стала замечать, как мало на улицах мужчин и как много женщин в черном.

А вскоре грянула Революция, и Андрей Александрович застрелился. Агриппина так толком и не узнала, что произошло. Он, видимо, готовился к тому, чтобы вывезти семью в Европу, но разорился.

Для Грушеньки рухнул весь мир: она осталась одна, без любимого человека и без средств к существованию. На этот момент у нее было уже трое детей: они с Андреем Александровичем воспитывали еще двоих ее осиротевших племянников.

Пенсию не платили, так решило новое государство, ведь Императорские театры больше не существовали. Теперь бывшая балерина жила в комнате для прислуги, где спала с детьми в одной кровати: так было теплее. Отапливали комнату буржуйкой, дрова приносил знакомый дворник.

За бесценок пришлось продать все подарки Померанцева: и наряды, и меха, и драгоценности. Многие бывшие танцоры Мариинки уехали в Европу, другие только собирались. А Вагановой было ехать некуда, ведь она была неизвестной нигде за пределами Петербурга.

Вагановой пришлось подрабатывать танцами в маленьких театрах, выступая по большей части перед пьяными солдатами за еду. Сил жить оставалось все меньше, и балерина подумывала о самоубийстве.

Преподавательская деятельность

Но судьба улыбнулась ей снова. Ваганову пригласили стать преподавателем в родное Петроградское училище. Так она вернулась в здание на улице Росси, где училась сама. Теперь Агриппина учила танцевать в холодном зале плохо одетых детей, но, главное, она занималась любимым делом. Она поняла, что призвание ее именно в этом: танцевать!

Ваганова знала безупречно классику танца и теперь могла передать ее. И очень скоро ее ученицы стали сами лучшими. Именно как преподавателю ей удалось достичь больших высот: Ваганова была директором Петроградского училища, художественным руководителем, а в 1934 году написала вместе с Любовью Менделеевой учебники «Основы классического танца».

Было время, когда существование балета в СССР вообще было под вопросом: большевики хотели его запретить, как буржуазный пережиток. И именно Ваганова отстояла балет постоянными письмами в правительство, выступлениями на совещаниях.

Всю оставшуюся жизнь Ваганова посвятила балету, так и не устроив свою личную жизнь. Из ее родственником никто в балет не пришел, а вот из внучки Андрея Марины Померанцевой ей удалось воспитать балерину.

Умерла Агриппина Ваганова в возрасте 72 лет, до конца своих дней занимаясь с ученицами.

Оцените статью
«Ваганова беременна», — скандал на весь театр. Больше всех удивилась сама Груша, ведь доктор говорил, что она не может иметь детей
Миллионерша из трущоб: как дочь рабов разбогатела на красоте волос