«Я не простила своих врагов и не собираюсь». Майя Плисецкая — «Цветаева балета»

Она всегда была против. Против режима, против идеологии, против возраста. Дочь «изменника родины» танцевала в главном театре страны, всегда была беспартийной и продолжала выходить на сцену, когда по балетным меркам давно уже считалась старухой.

Майя Плисецкая – великая прима-балерина, стойкий человек. Даже для тех, кто не интересуется балетом, она была огромной звездой, величайшим балетным лебедем, когда-либо умиравшим на сцене.

Она занимала уникальное положение среди большой группы фантастических русских танцовщиц. Специалисты говорили об идеальной гармонии ее движений. Плисецкая наполняла свои роли выражениями и эмоциями, которые завораживали зрителей. Поэт Андрей Вознесенский называл ее «Цветаевой балета».

Впервые на сцене «Большого» Майя Плисецкая появилась в 1943 году. Она только окончила Московское хореографическое училище. Тогда в зените славы еще находились ее предшественницы Галина Уланова и Марина Семенова. Постепенно талантливая балерина перешла на сольные партии и достигла статуса примы.

Она танцевала не только классику, не только партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Раймонде». Ей хотелось почувствовать нерв времени, она любила авангард. Ее одноактный балет «Кармен-сюита» в 1967 шокировал публику.

Композитором выступил Родион Щедрин, который соединил музыку Бизе со своей современной оркестровкой, а кубинский хореограф Альберто Алонсо перевел трагическую любовь оперной «Кармен» на выразительный язык танца.

Тогда министром культуры СССР была Екатерина Фурцева. Изначально она не хотела давать согласие на показ спектакля в Москве — слишком много, по ее мнению, там откровенного, а ведь в Советском Союзе, как известно, детей находили в капусте.

Плисецкая писала в своих воспоминаниях, что этот спектакль был гимном свободы. Так как же властям социалистического гиганта мог понравиться такой гимн?

А еще следует напомнить, что в 1966 году Плисецкая подписала письмо деятелей культуры генсеку Брежневу против реабилитации Сталина (это было единственное политическое письмо, которое она когда-либо подписывала).

Фурцева предложила отменить спектакль под предлогом болезни примы-балерины. Тогда Плисецкая заявила, что расскажет всем, что это Фурцева запретила ей играть, призвав лгать, и заявила, что если она не сможет станцевать этот спектакль, то уйдет из Большого театра.

Это сработало. А может, помогло то, что в проекте принимал участие Алонсо, танцор с Кубы, социалистического острова свободы. Плисецкая танцевала Кармен 132 раза. Каждый жест, каждое движение руки, каждая ее поза были заряжены энергией, безумной страстью… Страстью к жизни, свободе, любви.

Майю растила талантливая балерина

Будущая прима родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отец, дипломат Михаил Плисецкий, в 1930-е годы возглавлял советскую угольную шахту на Шпицбергене. В 1937 году арестован за шпионаж и через год расстрелян (реабилитирован в 1956 году).

Мать Майи, Рахела Мессерер-Плисецкая, была актрисой немого кино. Рахела оставила профессию после рождения детей. Ее арестовали через год после смерти мужа и вместе с младшим сыном отправили ​​в Бутырскую тюрьму. Потом в Казахстан, в Акмолинский лагерь для жен изменников Родины.

Майя в то время училась в балетной школе. От отправки в приют для детей изменников родины ее спасла родная тетя, сестра Рахили Суламит Мессерер, талантливая балерина. Она удочерила девочку.

Мама Майи смогла вернуться в 1941 году, за два месяца до начала войны.

Встреча с любимым и единственным

Молодые люди знали друг о друге задолго до личной встречи. Он — выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского — Родион Щедрин. Она — прима Большого театра.

А познакомились на вечеринке у Лили Брик (той самой роковой любви Маяковского). Композитору было всего 22 года, а балерине уже 29.

«Какая-то искра обоюдного интереса пробежала между нами, но тут же затухла. Он великолепно сыграл в тот вечер: и свою музыку, и Шопена. Это было красиво и необыкновенно!»

Из воспоминаний Плисецкой.

В конце вечера Щедрин стал развозить всех по домам на личной машине «Победа». Плисецкую повез последней. Уходя, она попросила его записать с пластинки ноты музыкальной темы из чаплиновского фильма «Огни рампы», по которому Майя хотела поставить танцевальный номер. На том и разошлись. Через несколько дней Родион прислал партитуру, но танец так и не увидел свет.

В последующие три года будущие супруги встречались совсем редко. Майя Плисецкая даже успела выйти замуж за первого красавца «Большого» Мариса Лиепу в 1956 году. Официально брак просуществовал всего три месяца, хотя по факту длился не больше двух недель.

В то время балерина переживала травлю со стороны советского Минкульта. Перед звездой балетной сцены с грохотом захлопнулся другой занавес — «железный». Ее перестали выпускать за границу после знакомства со вторым секретарем английского посольства Джоном Моргано.

Плисецкая оказалась под пристальным вниманием КГБ и в течение шести лет, или 2190 дней, как посчитает потом Майя Михайловна, не могла выезжать на зарубежные гастроли.

Балерина писала в своей биографии, что избавиться от тягостных мыслей ей помог роман с Щедриным.

Молодой человек пришел на премьеру балета «Спартак» в 1958-м. На следующий день он позвонил балерине, высказал свое восхищение и напросился к Плисецкой на репетицию в балетном классе, чтобы «лучше понять жанр», в это время композитор как раз работал над «Коньком-Горбунком» для Большого театра.

После этой встречи между ними зародились чувства. Влюбленные стали встречаться. Вскоре Майя узнала, что беременна. Плисецкой предстояло сделать выбор: танцевать или детей нянчить — выбрала первое.

«Щедрин без восторга, но согласился», — писала Майя Михайловна в мемуарах.

2 октября 1958-го 33-летняя Майя Плисецкая и 26-летний Родион Щедрин стали мужем и женой. Впереди их ждало 57 лет, полных любви, доверия и восхищения друг другом.

Родион Константинович Щедрин:

«Бог просто объединил нас. Мы побежали вместе. Не могу сказать, что у нас обоих ангельская натура. Это было бы неправдой. Но мне и Майе легко вместе.

У нее есть одна удивительная вещь – она спокойная. На мой взгляд, одно из основных условий долгой семейной жизни: женщина не должна держать обиду на любимого человека.

Какая она в жизни? В моей жизни? Довольно скромная. Вдумчивая. Отзывчивая. Хорошая. Чувствительная. Ничего от Примы, привыкшей к овациям».

Великая балерина и композитор были похожи не только внутренне, но и внешне – их часто называли братом и сестрой.

Они черпали вдохновение друг у друга, восхищались друг другом. За 57 лет совместной жизни между Плисецкой и Щедриным не было ни одной ссоры.

«Знаете, в искусстве маленькая капля иногда решает все. Он держал меня на плаву. Родион писал для меня балеты. Он давал идеи. Он вдохновлял. Это особенное. Это редкость. Это уникально. Я просто не знаю таких людей, как он. Такой целостный, такой самостоятельный в мышлении, такой талантливый и даже гениальный.

Я всю жизнь восхищалась своим мужем. Он никогда меня ни в чем не подводил. Может быть, поэтому наш брак длится так долго.

Щедрин всегда был в тени моего успеха. Но, к моей радости, я никогда от этого не страдала. Иначе мы бы не прожили вместе безоблачно столько лет. Моя единственная мечта, — чтобы Щедрин жил подольше».

Те, кто лично встречал Майю Плисецкую, отмечают ее необыкновенную дисциплинированность, силу духа и железную логику мысли.

Каждый день barre-занятия (система упражнений, основанная на сочетании балетных упражнений и фитнеса), купание в озере, строгая диета.

«Всю жизнь сижу не жрамши», — шутила она, отвечая на многочисленные вопросы о том, как ей удается оставаться в форме.

«Я, Майя Плисецкая..»

Так называется книга Майи Плисецкой, вышедшая в свет в 1994 году. Надо сказать, мемуары балерины до сих пор у многих вызывают бурю негодования. Уж слишком откровенна Плисецкая в своих воспоминаниях. Балерина не скрывает своего отношения к строю, в котором жила и дает понять, что не забыла обид, нанесенных ей много десятилетий назад.

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

Прочитала десятки негативных отзывов про книгу, но не смогла понять одного — какие претензии могут быть к мемуарам?

Мемуары — это жанр, в котором автор рассказывает о пережитых событиях. В отличии от биографии, мемуары предполагают осмысление исторических событий, роли автора мемуаров и его современников в них.

Это жизнь Плисецкой, ее взгляд на собственную жизнь, это ее мемуары.

Многие отмечают непрофессиональный стиль написания. Действительно, балерина отказалась от соавторства и писала сама, хотя не является профессиональным писателем. И снова не вижу в этом ничего плохого. Живой язык, пусть с тавтологиями, повторами и другими стилистическими огрехами.

Но ведь в каждой строчке видишь ее настоящую, честную, не лакированную. По крайней мере, пока я именно так воспринимаю эту книгу. Когда дочитаю, возможно, мое мнение изменится.

Но, что точно останется незыблемым — это безмерное уважение к ее таланту. Всю жизнь она сохраняла особую завораживающую пластичность.

Вдохновляла на новые балеты выдающихся европейских балетмейстеров: Бежара и Ролана Пети. С мужем создала балеты «Анна Каренина» и «Дама с собачкой».

Майя Плисецкая танцевала «Лебединое озеро» до 60 лет, но на сцену выходила для исполнения хореографии даже после 80.

С 1991 года балерина постоянно проживала за границей. Много времени провела в Литве и Германии. Всего у нее было четыре гражданства: Россия, Литва, Германия, Испания.

Майя Михайловна умерла 2 мая 2015 года в Германии от сердечного приступа. В интервью после смерти жены ее муж Родион Щедрин сказал: «Я всегда говорил ей, что она с другой планеты, может быть, она сейчас прилетела обратно».

20 ноября 2015 года, в день девяностолетия великой Примадонны, в Большом театре Москвы, из которого она ушла много лет назад в атмосфере скандала, прошел вечер, посвященный ее памяти.

По желанию примы, ее прах будет развеян над Россией. Но только после смерти мужа.

Оцените статью
«Я не простила своих врагов и не собираюсь». Майя Плисецкая — «Цветаева балета»
Почему Алла Киреева называла счастьем и, одновременно, горем 41 год брака с Робертом Рождественским