Владиславу Стржельчику одинаково хорошо удавались любые жанры. Он мог сыграть все, что угодно, даже телефонную книгу, говорили о нем друзья и коллеги.
Несмотря на то что актер был популярен и востребован, зависть обходила его стороной. Его просто боготворили. Внешний аристократизм удивительным образом сочетался с его почти детской наивностью, доверчивостью и обаянием.
Владислав Стржельчик родился в январе 1921 года. Отец, Игнатий Петрович, был родом из Польши. Незадолго до гражданской войны перебрался в Петроград, где и родился его младший сын. Всю жизнь мужчина трудился инженером на заводе. Мать будущей знаменитости работала смотрителем в Эрмитаже.
Глава семейства часто приводил ребенка в католический костел, а мама нередко брала сына к себе на работу. Неудивительно, что Владик рос артистичным и любил искусство.
О сцене мальчишка мечтал с детских лет. В школе вместе с друзьями с удовольствием посещал кружок самодеятельности при БДТ. Всеми способами они старались попасть и на выступления звёзд. Особенно обожали оперного певца Николая Печковского. Чтобы услышать его на концерте, им нередко приходилось идти на хитрость.
Кстати, юный любитель музыки учился в одной школе с будущей оперной дивой Галиной Вишневской и долго не мог определиться, кем хочет стать — актером или певцом.
В 1938 году, окончив десятилетку, молодой человек поступил в студию при драмтеатре им. Горького. Его наставником был знаменитый «Чапаев» Борис Бабочкин.
После первого курса юношу призвали в армию. Стржельчик сполна испытал на себе все тяготы войны, пройдя и финскую и Великую отечественную. Он воевал на передовой, а затем его перевели в военный ансамбль. В дальнейшем армейская выправка много раз помогала ему создавать убедительные образы офицеров и военачальников.
После окончания войны Владислав был зачислен во вспомогательный состав Большого Драматического Театра, а через два года его уже включили в основной состав труппы. Так в начале 50-х в театре появился новый артист: изысканный, ошеломляющий, яркий. Он сразу стал не только ведущим актером, но и любимцем публики.
Уже в тридцать три он получил звание заслуженного. Но даже и предположить не мог, что трудности в его жизни и профессии только начинаются.
В 1956 году руководителем БДТ был назначен Георгий Товстоногов. До его прихода театр переживал сложные время: режиссеры не задерживались, зрители не рвались на спектакли. Но стоило выпустить в свет «Безымянную звезду» и «Идиота» как в театр хлынул народ.
Стржельчик не сразу нашел с Товстоноговым общий язык. Последний видел его не в привычном амплуа героя-любовника, а в более возрастных образах. Но уже совсем скоро стал его фаворитом, играя по 25-30 спектаклей в месяц.
Несколько раз Владислав Игнатьевич думал о том, как уйти из театра, даже собирал вещи. Он много играл, но настоящему артисту всегда мало, хочется еще большего признания. Однако оставить любимую сцену, несмотря на многие предложения московских театров, так и не смог.
Все то время работы с прославленным режиссером было для Стржельчика взлетом в театральной карьере. Спектакли с его участием «Ханума» и «Этот пылкий влюбленный» пользовались бешеной популярностью и ставились из сезона в сезон.
Сегодня можно с уверенность говорить, тем самым главным чувством от игры этого актера была радость. Радость от его таланта. От того, что понимаешь, насколько он безграничен. От осознания, что тебе, зрителю, дарят самое лучшее, не халтуря и не экономя сил.
В 60-х годах Владислава все чаще стали приглашать в кино. На экране артист дебютировал еще двадцатилетним юношей в фильме «Машенька». Но тогда его имя даже не указали в титрах. Более десяти лет кинокарьера Стржельчика ограничивалась съемками в телеспектаклях, и только позже открылась дорога в кинематограф.
Многие его роли стали поистине советской классикой. Это и великий Наполеон в эпопее «Война и мир», и благородный аристократ и белогвардеец Ковалевский в картине «Адъютант его превосходительства», яркий и экспрессивный Рубинштейн в фильме «Чайковский», ловкий Нарышкин в «Короне Российской империи», хитрый придворный лейб-медик Лесток в «Гардемаринах».
Финальный монолог его Валицкого из кинокартины «Блокада» и сегодня нельзя вспоминать без слез. Так мастерски передать высокий пафос, сделать свою речь, обращенную к блокадникам, настолько мощной и искренней, мог только человек высокого таланта.
Режиссеры видели в нем идеальные образы офицеров и представителей царского рода благодаря внешнему аристократизму и стати. Всего на счету актера более 120 ролей только в кино.
О галантном отношении Стржельчика к женщинам в театральной среде ходят легенды до сей поры. Не секрет, что представительницы прекрасного пола обожали его до самых преклонных лет. Это был мужчина, который умел любить и доставлять радость другим.
Со своей первой супругой Ольгой Смирновой, артисткой оперетты, он познакомился сразу же после войны. Через два года в семье родилась дочь Марина. Но этот брак просуществовал четыре года.
Свою следующую жену, Людмилу Шувалову, Владислав впервые увидел в Сочи. Девушка едва окончила театральное училище и поступила в штат московского ЦТТ. Свой отпуск начинающая актриса проводила на море и была совершенно не против завести какую-нибудь легкую интрижку.
И такой случай ей предоставился. В один из вечеров после симфонического концерта в Зимнем театре знакомый администратор подвел к ней четырех красивых мужчин. Это были артисты ленинградского БДТ, приехавшие в Сочи на гастроли. Среди них оказался и наш герой.
Гастрольные спектакли театра проходили с аншлагом. То тут, то там Люда слышала восхищенные отзывы об актере Стржельчике, и только ей самой совсем не понравилась его работа. Об этом она открыто и заявила при первом же их знакомстве. На фоне всеобщих восторгов ее точка зрения оказалась непривычно прямой и резкой.
Поначалу Владислав даже обиделся. Но, видимо, строптивая москвичка зацепила его своей независимостью. Он и не заметил, как их общение из легкого флирта очень быстро переросло в отношения.
В Москву влюбленные уже возвращались вместе. Только ему нужно было уехать в Ленинград, а она осталась в столице. Остаток лета они перезванивались, писали письма. По выходным летали другу к другу в гости.
Еще тогда оба думали, что курортный роман вот-вот закончится. К тому же артист был женат и воспитывал 2-х летнюю дочь. Но их чувства оказались настолько сильными, что расстаться они уже не смогли.
Людмила первая решилась заговорить о будущем. И когда услышала в ответ: «Я разведусь, вне зависимости от того, будешь ты рядом или нет», начала действовать.
Для начала решила вопрос с переводом в труппу БДТ. Затем объявила о своем решении родителям. Спустя полгода после знакомства с одним чемоданчиком в руке Шувалова приехала в Ленинград строить свою личную жизнь с единственным мужчиной на свете.
Семь лет они жили в гражданском браке. Первое время снимали угол в квартире с кухней без окна. Затем переселились в выделенную театром комнату в коммуналке. А спустя два года уже смогли радоваться собственному жилищу в актерском доме на Бассейной.
После переезда положение Шуваловой на подмостках ленинградского театра было плачевным. Вмешиваться Стржельчик не хотел, да и выпрашивать у Товстоногова роли было бессмысленно. Слава Богу, последний оказался чутким человеком. Почувствовав, что женщину не устраивает такая ситуация, предложил попробовать себя вначале в качестве ассистента, а потом и второго режиссера.
А вот с ее мужем все обстояло совсем иначе. Этот неординарный, талантливый человек родился для того, чтобы стать большим артистом. Именно поэтому все 45 лет Людмила Павловна жила только его интересами. Владислав Игнатьевич был для нее всем: мужем, любовником и ребенком.
Она ездила с ним на гастроли, не пропуская ни одной премьеры и репетиции. Как выяснилось позже, у супругов не оказалось даже писем друг к другу, не считая тех самых первых. Ведь они никогда не расставались.
Люда обеспечивала ему комфортную жизнь в уютном красивом доме. Обстирывала, наглаживала и крахмалила рубашки, готовила. И даже заботилась о том, чтобы он всегда благоухал.
При этом ей пришлось забыть о своих амбициях и навсегда поставить крест на общении с подругами. Женщина даже в страшном сне не могла представить такую картину: уставший муж возвращается вечером с работы, а дома его ждет холодный ужин, в то время как она сама где-то устраивает посиделки с друзьями.
Но самое главное даже не это! Ради процветания и благополучия гения Шувалова осознанно отказалась от возможности иметь детей. Для нее существовал только один ребенок — ее горячо любимый и непредсказуемый Владик.
К слову, сам Стржельчик сразу предупредил благоверную:
Я тебя люблю, но театр я люблю больше.
Но и здесь, по ее мнению, он был прав. Ведь она поддерживала его во всем.
Ты живешь в золотой клетке, — говорили ей коллеги и знакомые.
Ответ был один:
Я очень счастлива!
Всю жизнь она создавала для него комфортную атмосферу, куда он любил возвращаться. Только его отношение к детям не одобряла. Актер не общался ни с дочерью Мариной — бывшая супруга так и не смогла простить его ухода из семьи и всеми силами препятствовала ее встречи с отцом. Ни с внебрачными сыновьями, рожденными от разных женщин, которых так и не признал.
О романах Владислава Игнатьевича прекрасно знали в коллективе. Его не раз осуждали на партсобраниях за аморальное поведение, но каждый раз Товстоногов вставал на защиту.
Знала об увлечениях мужа и Людмила. В театре оказалось немало людей, желающих просветить «обманутую жену». Но перемывать кости себе и мужу не позволяла. Даже после той шумихи, когда всплыла история с внебрачным сыном Митей Исаевым, проявила характер.
Она разрешила парнишке у них бывать, несмотря на то, что муж до последнего отказывался в порочных связях. Правда, уже после смерти последнего. Ругаться, скандалить, бить посуду и постоянно поднимать больную для себя тему при жизни Стржельчика мудрая женщина не желала.
Просто не хотела развода, ведь он бы стал огромной трагедией. И в первую очередь для него!
Между тем сам Владислав Игнатьевич был патологически ревнив. Его выбивало из колеи даже ее привычное «Привет» любому мужчине в театре. Он контролировал супругу везде и всегда.
Нельзя сказать, что Людмила Павловна не страдала от такого унижения. Ее ранила такая подозрительность, ведь она никогда себе ничего подобного не позволяла. Наоборот, лишний раз старалась не смотреть по сторонам, боясь разрушить мир, который уже создала.
Еще в самом начале их семейной жизни Шувалова услышала разговор своей мамы, приехавшей к дочери погостить, с гардеробщицей БДТ.
Даже не представляете, какой ваш зять ловелас! Зачем выдали за него свою девочку?- поинтересовалась та.
Конечно же, любая мать после таких слов попытается хотя бы предостеречь дочь. Но и тогда Люда проявила свой твердый характер:
Ничего нового ты мне не сообщила. Обсуждать Владика ни с кем не собираюсь. Это моя жизнь, я всё решу сама.
К счастью, несмотря на все свои недостатки, актер совсем не принадлежал к мужчинам загульной породы. В одном из своих последних интервью уже вдова Владислава Игнатьевича вспоминала, как однажды его потеряла. Муж ушел на кинопробы, обещал вернуться вечером — и пропал.
Ей пришлось обзвонить все морги, больницы, друзей. И только ближе к утру он, наконец, объявился. Все это время благоверный находился в компании товарищей и парился в бане. По словам Шуваловой, это был единственный раз, когда муж заставил ее волноваться.
После смерти Товстоногова в творческой жизни Стржельчика наступило затишье. Ему и Алисе Фрейндлих сделали антрепризу — спектакль «Старомодная комедия». Этим и жил.
Первый тревожный звоночек прозвучал для него в 1994 году. На репетиции «Макбета» артист забыл текст. Не мог произнести даже крошечного монолога. Тогда Владиславу Игнатьевичу предложили отдых в санатории, но это не помогло.
Обследование показало развитие злокачественной опухоли в мозге. До самого последнего дня жена и врачи не сообщали актеру, что с ним происходит. Все это время он жил с осознанием того, что у него инсульт и вот-вот поправится.
В театре Стржельчика очень любили и страшно переживали. Тогдашний худрук БДТ Кирилл Лавров даже отменил празднование своего 70-летнего юбилея. Он же настоял и на оперативном вмешательстве, хотя врачи говорили о неоперабельности.
Самые лучшие хирурги проводили операцию народному артисту. После нее ему удалось встать и даже пойти. Он смог прожить еще около месяца. А 1 сентября 1995 года внимательного и галантного, доброго и нежного, жизнерадостного Владислава Игнатьевича не стало.