Юлия Борисова. Жизнь без компромиссов

Если нам повезет, то через три года мы будем отмечать столетие талантливой и легендарной актрисы театра им. Вахтангова Юлии Борисовой.

Актриса всю жизнь была верна театру и театральному искусству, она не разменивалась на длинные съемочные дни в киноэкспедициях, поэтому в ее фильмографии мы можем насчитать всего три фильма — послевоенный фильм «Три встречи» и два эпохальных — «Идиот» и «Посол Советского Союза».

Роль Оксаны в своем первом фильме сама актриса считала неудачной и говорила впоследствии, что в жизни вполне может обойтись без киноискусства.

Актрису всю жизнь отличала огромная любовь к искусству, желание самосовершенствоваться, будучи уже актрисой театра, она продолжала брать уроки театрального мастерства у старой актрисы Александры Ремизовой, работавшей лично с Вахтанговым. По отзывам коллег и партнеров Борисовой, она была настоящим бриллиантом, драгоценностью вахтанговского театра.

Чтобы купить билеты на спектакли с участием Борисовой, зрители сутками стояли в очередях. В 50-60-х годах многие советские драматурги писали пьесы специально «под Борисову», а театральные режиссеры добивались права ставить для нее спектакли.

Например, Алексей Арбузов свою «Иркутскую историю», посвятил именно Юлии Борисовой. А потом, по воспоминаниям артистов театра, приходил на каждый спектакль смотреть, как она играет и, стоя за кулисами, плакал от восторга.

Вот так вспоминал работу с актрисой Михаил Ульянов:

«Она сама — Праздник. И в этом смысле — эталон нашего театра. Она наделена не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру, театру — дому. Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».

А это — слова Василия Ланового:

«Глядя на Юлию Константиновну Борисову, мне иногда кажется, что в ней природа каким-то непостижимым образом сплавила всё то, из чего складывается образ Актрисы на все времена. … Ее преданность театру — безгранична. … Каждая роль Борисовой — бриллиант чистейшей воды по четкости рисунка, по строгости отбора выразительных средств, по силе внутренней убежденности в правоте своей героини.

Она — Гелена и Турандот, Настасья Филипповна, Клеопатра и Кручинина… И при этом — ни одна из них. Она — Борисова! И для тех, кто имел счастье видеть её на сцене, этим сказано все».

А родилась Юлия в простой семье московских служащих, с детства оберегала свой внутренний мир, казалась даже замкнутой и нелюдимой. Уже с детства у нее сформировался характер — твердый, бескомпромиссный. Если дружить — то навсегда, любить — навечно, говорить — только правду, предатели и лгуны изгонялись из мира Юлии навечно.

Этот характер только закалился с течением жизни. Юля росла полной девочкой, но ее это нисколько не смущало. Даже тогда, когда старшеклассница решила стать актрисой и поступать в Щепкинское училище. Студенчество пришлось на военные годы, а закончила училище Борисова в 1947 году.

Юрий Яковлев, который также поступил в Вахтанговский театр, вспоминал о своей первой встрече с актрисой: «Я посмотрел, думаю: «Господи, какая хорошенькая! Кто же это такая? Вот с такими пухлыми розовыми щеками. Вот с такими лучистыми огромными глазами, которые сверкали на весь зрительный зал, как два прожектора. Ведь от нее просто нельзя было оторвать глаз»

Театральная биография актрисы началась с лирических образов в постановках «Заговор обреченных», «Два веронца», «Макар Дубрава». В спектаклях Борисова создавала образ молодой, наивной девушки с бездной обаяния. Но заметили актрису в 1955 году после роли в спектакле «На золотом дне». Актриса много и вдумчиво работала над образом, в спектакле она по-своему сумела представить образ героини.

Каждая последующая роль показывала многогранность таланта актрисы — Клеопатра, Мария Тюдор, королева Анна, принцесса Турандот, Гелена… Продолжать список ролей можно бесконечно.

И как же повезло, что сегодня мы имеем возможность увидеть актрису в расцвете ее творческой жизни в фильмах-спектаклях и телеспектаклях «Город на Заре», » Много шума из ничего», «Янтарное ожерелье», «Варшавская мелодия», «Принцесса Турандот», «Иркутская история», «Насмешливое мое счастье», «Ситуация».

Девяностолетний юбилей актриса отметила в родном театре. Она вышла на сцену в постановке «Пристань», концовку которой переделали сценаристы специально для юбилярши. Также Борисова исполнила главную роль в спектакле «Возьмите свой зонт, мадам Готье».

Актриса никогда не распространялась о своей личной жизни, не участвовала в театральных интригах, ни разу не ходила ни на одно ток-шоу.

«В театр я приходила лишь на репетиции и на спектакли. Моего голоса, если это не был спектакль или репетиция, нигде не было слышно… Когда была членом худсовета, мне, естественно, приходилось выступать. Но больше нигде, никогда, ни на одном собрании меня не видели…

Я только здоровалась и сидела одна в своей гримерной», — рассказывала Борисова в одном из интервью, а интервью этих, данных различным журналам и на телевидении, можно просто пересчитать по пальцам.

Когда актрису спрашивают, в чем секрет ее молодости, она отвечает: «А секретов тут никаких и нет! Надо быть всегда оптимисткой, больше двигаться и, конечно, быть нужной людям! Я до сих пор играю в Театре Вахтангова, очень люблю наше молодое поколение актеров, они заряжают меня силой и энергией».

Оцените статью