В середине 19 века в Москве были безумно популярны маскарады. Дамы охотно прятали свои лица под масками, чтобы иметь возможность заводить романы совершенно безнаказанно. На одном из таких балов в разговор двух молодых литераторов бесцеремонно вмешалась некая загадочная незнакомка.
Она обладала блистательным умом и очень мелодичным голосом. Тургенев и Толстой, а это были они, были уверены, что маска скрывает, безусловно, красивое личико…
Эта судьбоносная для писателей встреча подарит одному разочарование, другому — любовь всей жизни. Кем же была дама, которая стала для Толстого музой и злым гением одновременно?
Алексей Толстой — первый граф русской литературы
Граф Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге 5 сентября 1817 года. Отцом его был представитель знатного рода Толстых, Константин Петрович. Он был специалистом по банковскому делу и служил коллежским советником. Матерью его была Анна Алексеевна Перовская, которая была внебрачной дочерью графа Алексея Разумовского.
Бытует мнение, что в 19 веке русская аристократия была патриархальным обществом, где свято блюли домострой. На самом деле всё было далеко не так. Супруги, которые не сошлись характерами, без проблем разъезжались и вели свободный образ жизни.
С официальным разводом, конечно, могли быть проблемы, но сделать это было можно. Родители Алексея расстались всего несколько недель спустя после его рождения. В свете ходили слухи, что сын — это плод греховных отношений Анны Алексеевны и её брата Алексея Перовского.
Слухи слухами, а отношениям отца и сына Анна никогда не препятствовала. Наоборот, старалась всячески поощрять. Это принесло свои плоды — они были очень близки. Когда Анна Алексеевна в 1857 году скончалась, то Алексей и Константин провели вместе у её гроба всю ночь. После этого сын даже положил отцу ежегодную пенсию в 4 тысячи рублей…
Алексей рос, получал образование. Он был товарищем наследника царского престола. Тот был просто одержим военными забавами, а Толстого больше интересовали науки. Страстью Алексея была охота. Для такой возвышенной личности это было странно.
Тем не менее, на счету этого охотника-эстета около сотни убитых медведей. Конечно, Толстой охотился и на зайцев с вальдшнепами, но самоцелью его всегда была встреча с настоящим, серьёзным врагом.
Средь шумного бала
В высшем обществе того времени были в особой чести маскарадные балы. На одном из таких мероприятий Алексей Толстой со своим приятелем Иваном Тургеневым вальяжно осматривали зал и вели неспешную беседу о литературе. Внезапно в их разговор вмешалась дама в маске.
Она была стройна и грациозна, а голос был приятным и мелодичным. Рассуждения барышни были настолько умными и меткими, что оба моментально заинтересовались незнакомкой.
Дама в маске оказалась невероятно образованной собеседницей, которая прекрасно разбиралась в искусстве, литературе, философии. Толстого сразу же пленила очаровательная незнакомка. Правда, к его досаде, она гораздо больше интересовалась его приятелем Тургеневым, который на то время был уже знаменитым писателем.
После знакомства Алексей Толстой сразу пишет своё знаменитое стихотворение:
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!»
Через несколько дней прекрасная незнакомка пригласила Тургенева в гости. Тот от нечего делать взял с собой Толстого. Встреча оказалась судьбоносной для всех троих. Увидев даму без маски, которая оказалась Софьей Миллер, Иван Сергеевич был разочарован, он назвал её «чухонским солдатом в юбке».
Вкусы того времени ценили в женщинах тонкие, аристократические черты лица. Эта женщина была совсем другой. У неё были грубые, крупные черты лица. Лоб её был слишком высок, а нижняя челюсть очень тяжёлой. Лишь взгляд лучистых глаз, искрящихся умом, излучал какую-то печаль.
Что касается Алексея Константиновича, то он влюбился в неё без памяти. Внешность не имела значения, он был покорён её блестящим умом. Женщина даже знала шестнадцать иностранных языков. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала», – это дневник отношений с одной женщиной – Софьей Андреевной Миллер…
Мать Алексея Константиновича, Анна Алексеевна, всегда ревниво следила за всеми увлечениями сына. Как только он обращал внимание на какую-либо женщину, она тут же ловко пресекала их отношения. Так закончились, не успев начаться, романы Алексея с княгиней Еленой Мещерской, с графиней Клари…
Когда он увлёкся Софьей Миллер, матери не удалось совладать с этой любовью. Сын не желал оставить возлюбленную несмотря ни на что.
Софья Миллер — когда все грязные слухи оказываются правдой
Софья была дочерью обнищавших помещиков Бахметевых. В свете о ней ходили какие-то совершенно дикие слухи. Рассказывали о её многочисленных внебрачных связях, о внебрачном ребёнке, о том, что её брат дрался из-за неё на дуэли и был убит. Как оказалось, всё это было абсолютной правдой.
Софья в юности имела отношения с князем Григорием Вяземским. Когда девушка забеременела, то возлюбленный предложил ей руку и сердце. Правда, в планы матери Вяземского совсем не входил брак её сына с безродной бесприданницей и она вмешалась, добившись расторжения помолвки.
Брат Софьи, Пётр, вызвал на дуэль князя и был смертельно ранен. Когда он умер, то Софья от горя едва не наложила на себя руки. Она не могла перебороть тяжелейшее чувство вины. Девушка в положенный срок родила девочку. Для того, чтобы скрыть грех, ребёнка отдали в семью брата и она навсегда стала своей матери племянницей. Софья же быстренько выскочила замуж за ротмистра Льва Миллера.
Брак был несчастливым — супруги были абсолютно чужими друг другу. Со временем они даже стали жить раздельно. Софья частенько уезжала с бала с разными молодыми людьми, давая пищу для бесконечных пересудов. Любопытно, что так делали многие женщины, но старались это делать тайно.
Софья же не скрывалась, она делала это совершенно открыто, можно сказать, демонстративно. Она всегда плевать хотела на мнение других людей. Алексей не верил никаким слухам — для него любимая была самым светлым и невинным ангелом на свете.
Будучи уже в отношениях с Алексеем Константиновичем, Софья без зазрения совести уезжает в путешествие по Европе с другим писателем Дмитрием Григоровичем. Разъярённый Толстой приезжает в поместье к Бахметевым, желая получить объяснения. Там он узнаёт всю страшную правду о своей любимой. Для неё он был всего лишь хорошим человеком, деликатным, воспитанным, но она его не любила.
Все ужасные слухи оказались правдой. Женщина его мечты была жестоким аморальным чудовищем. Толстого это не оттолкнуло. Напротив, его сердце наполнила такая жалость к этой женщине, что он полюбил её ещё сильнее. Он хотел спасти возлюбленную от жестокости этого мира, он хотел жениться на ней и окутать своей любовью до конца дней.
Верный до смерти
Единственным препятствием на пути к счастью Толстого оказался упрямый ротмистр Миллер, который никак не желал давать жене развод. Мать постоянно строила козни. Так прошло три года. В 1853 году Алексей записался в стрелковый полк и ушёл на Крымскую войну. Там заразился тифом. Болел он очень тяжело, все говорили, что не жилец. Узнав об этом, Софья неожиданно бросает всё и приезжает к умирающему Алексею.
Она долго и преданно ухаживала за ним. Миллер ни на минуту не покидала его до самого выздоровления: мыла, ухаживала, кормила с ложечки, заново учила ходить. Жалость это была или нет, но можно сказать, что и любовь.
Лев Миллер увидел, что жену он окончательно потерял и дал ей развод. Тем временем, умерла мать Алексея. Не осталось никаких препятствий и пара обвенчалась. В поместье к новоиспечённому мужу Софья перетащила всю свою родню, включая и свою внебрачную дочь.
В собственном доме Алексей Константинович перестал быть хозяином. Он не мог и слова сказать поперёк ни одному из новоиспечённых родственников. Да и не хотел, он любил их как родных.
Всю жизнь писатель мучился на службе, боясь бросить её и заняться любимым делом. Именно Софья настояла на литературной карьере. Она убедила мужа, что не стоит обращать внимание на мнение других людей, нужно всегда делать то, что хочется. Некоторое время Алексей Константинович писал книги и был абсолютно счастлив. Софье же рядом с ним было очень скучно.
Она требовала постоянных путешествий по Европе, развлечений и обновок. Когда муж исполнял её прихоти, то там она некоторое время сорила его деньгами, а потом опять начинала скучать и постоянно раздражалась.
Она не скрывала своего холодного отношения к супругу. Софья даже не называла его по имени, всегда только по фамилии. На людях, правда, вполне достойно играла роль преданной и заботливой жены. Деньги мужа тратила без счёта, а он тоже не интересовался хозяйством. Постепенно Толстой разорился. Начались проблемы со здоровьем.
Алексея Константиновича стали мучить жестокие мигрени и одолевать приступы астмы. В то время такие болезни было принято лечить морфием. Софья искренне переживала, она видела, что это добром не кончится и просила хотя бы не повышать дозу.
Это была единственная просьба любимой женщины, которую Толстой не выполнил. Однажды он принял лекарство, уснул и не проснулся. Ему было всего 58 лет. «Эпитафию» ещё при жизни написал себе сам: «Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя»…
После смерти супруга Софья стала заниматься тем же, чем занимаются все писательские вдовы. Она открыла литературный салон и принялась издавать сочинения Толстого. Мнением Миллер-Толстой дорожили и Тургенев, и Достоевский.
Историки сетуют, что вдова писателя уничтожила почти все его записи, письма и черновики, мотивируя это тем, что он не хотел публикации личных бумаг. Умерла Софья в возрасте 68 лет, когда гостила у дочери в Лиссабоне. Она завещала похоронить себя рядом с мужем, в их имении…
К Софье Миллер можно относиться по-разному. Кто-то считает её расчётливой женщиной, даже злым гением. Но нельзя отрицать, что она была для Алексея Константиновича Толстого горячо любимой женщиной, творческой музой и героиней его лирики. Именно благодаря этому люди по сей день могут наслаждаться его прекрасными стихами и написанными на них романсами.