Чисто шотландское убийство

Само по себе убийство короля Шотландии, лорда Дарнли — второго супруга Марии Стюарт, вряд ли бы кого впечатлило в шестнадцатом веке. За Генри числилось достаточное количество грехов перед женой, так что северные лорды только бы плечами пожали: поделом.

Но переварить нежную дружбу королевы с разбойным лордом Босуэллом, который поддерживал правление ее величества с помощью наемных полубандитских отрядов, шотландцы уже не могли. Это и привело ее впоследствии к потере короны.

Симпатия замужней королевы к лихому лорду распространялась так далеко, что, когда его свалили в какой-то заварушке, она лично отправилась в ночь навестить раненого. Возможно, Мария прагматично решила, если Босуэлл не выживет, взять управление его головорезами в свои руки. Но на обратном пути простудилась и всерьез заболела сама.

Супруг, лорд Дарнли поспешил к ложу тяжело больной жены, но был быстро спроважен вон ее окружением. Зато к ней был допущен едва поправившийся Босуэлл. И к Папе Римскому от Генри полетела кляуза на недостойное поведение Марии. Святой престол отреагировал предписанием королеве вести себя прилично и немедленно помириться с мужем.

Горестные рыдания и причитания Марии «лучше бы я умерла!» произвели тягостное впечатление на окружающих, и наиболее сердобольные, в частности, ее сводный брат Джеймс, начали рассуждать об аннулировании этого неудачного брака. Но Марию это не устраивало: в случае развода на ее сына упала бы тень незаконнорожденности. Короля следовало убить.

Их союз 29 июля 1565 года был заключен по любви. По любви королевы. В дар красивому принцу, в жилах которого текла кровь шотландских и английских королей, был преподнесен главный драгоценный камень Шотландии — сапфир Стюартов.

Венчание прошло по католическому обряду — и в вопросах веры супруги были едины! Наследник, рожденный в этом браке, мог претендовать на престол Англии и Шотландии… Все благоприятствовало им.

Но вместо опоры и утешения Мария Стюарт неожиданное получила соперника, который стремился сместить ее с трона и править самолично. Дрязги и семейные скандалы вылились в заговор: на глазах потрясенной беременной королевы был убит ее секретарь. Дарнли не хватило духу обезвредить королеву, и она не только выжила, осталась на свободе, но и удержала власть.

Супруги формально помирились, но драматическая развязка была делом времени — Мария не простила как убийства своего слуги, так и ужаса, который испытала. Дарнли был вынужден уехать в Глазго, оставив жену в Эдинбурге, где и родился их сын Яков.

Английская королева Елизавета, с интересом наблюдавшая за событиями в соседнем государстве, прислала в дар неугомонным родственникам золотую купель весом почти 10 кг для крещения маленького принца. Но ко дню крестин она оказалась ему мала — родители только через полгода вспомнили о необходимости организовать церемонию.

Англичанка, прознав про конфуз, жизнерадостно передала пожелание использовать купель для следующих детей супругов.

Сами крестины прошли в пасмурной атмосфере. Дарнли, хоть и приехал на праздник, но на церемонии не появился, и просидел весь день в своих покоях. В часовне присутствовали всего несколько человек, а английский посол, главный предполагаемый зритель этого действия, топтался за дверью — протестанту не пристало пристутствовать при католических обрядах.

Мария, в честь праздника, лицемерно простила участников заговора, и Дарнли окончательно осознал, что ему конец. Он было поспешил из замка, но далеко не уехал: свалился в тяжелой лихорадке, а по телу пошли страшные синие пятна. «Оспа», — дипломатично сформулировали внезапное недомогание Генри придворные лекари.

Двор уже праздновал Рождество, а королева все ждала новостей… Но Дарнли выжил, и в конце января 1567 года Мария, прихватив Босуэлла, отправилась в Глазго его навестить.

Короля следовало увезти в удобное для убийства места, и королева блестяще с этим справилась. Она обольстила своего простоватого Генри и уговорила уехать из вполне безопасного для него Глазго в Эдинбург. Поскольку король все еще был плох, кавалькада двигалась медленно, и только 30 января добралась до города.

Дарнли до последнего не подозревал о намерениях Марии. Его поселили в поместье Кирк-о-Филд, где комнату, и даже угол для кровати ему выбрала лично супруга. Секрет такой заботы был прост: именно под этим местом люди лорда Босуэлла в подвале заложили бочки с порохом.

Вечером, 9 февраля 1567 года, Мария уехала на маскарад. Перед отъездом она перестала играть роль нежной жены и, зайдя попрощаться к Генри, припомнила ему заговор и убийство своего секретаря. У короля сон как рукой сняло. И в три часа ночи, когда прогремел взрыв, его в поместье не оказалось…

Нашли его поодаль — совершенно нетронутый пламенем Генри Дарнли был задушен. Королева, потеряв с его смертью все права на английский трон, принялась готовиться к роковому для себя третьему замужеству — с лордом Босуэллом….

Оцените статью
Чисто шотландское убийство
Трагедия Елены Дриацкой: почему её «хрустальный голос» умолк так рано