16-летняя Анна отчаянно пыталась вырваться из рук 52-летнего мужа, но он был сильнее.
— Теперь ты знаешь, что такое супружеский долг, — сказал муж, отвернулся и сразу же уснул.
Анна лишь тихо плакала…
Взрослый ухажер
Анна Полторацкая родилась в 1800 году, и с детства судьба ее не баловала. Отец ее был очень строг в воспитании, и по признанию самой Анны «с пеленок начал над ней самодурствовать».
Отец не разрешал матери и нянькам укачивать или успокаивать маленькую Анну, если она плакала. Детский плач его раздражал, и чтобы его не слышать, а заодно и «воспитать» дочь, он запирал малышку в темном чулане и не выпускал до тех пор, пока она не успокоится или не уснет от бессилия.
Когда Анна повзрослела, то и тут она была во власти своего отца. К 15 годам Анна была очаровательна, и у нее стали появляться поклонники, которые просили ее руки. Но отец всем отказывал — он подыскивал для дочери наилучшую партию.
В 1816 году, в Лубнах, где тогда жила Анна, стоял Егерский полк. Командир дивизии, генерал Ермолай Керн тогда впервые увидел прелестную Анну. Ему было 52 года, и к тому моменту он был участником войны с Наполеоном и еще порядка ста сражений, имел множество наград.
Ермолай Федорович стал ухаживать за 16-летней Анной, но ей он совершенно не нравился. Какая тут может быть любовь, когда он старше на 36 лет и совсем не романтичен. Не о таком женихе мечтала юная Анна.
Замуж за генерала
А вот отец Анны, напротив, был в восторге от такого доблестного и уважаемого ухажера дочери.
В тот день отец сообщил Анне важную новость:
— Сегодня с нами обедать будет Ермолай Федорович. Он хочет объясниться с тобой. Думаю, будет просить твоей руки.
Анна побледнела… Ермолай Керн не просто ей не нравился, он был ей противен. Она хотела было возразить отцу, но тот сразу ей строго сказал:
— И без глупостей. Для тебя это наилучшая партия.
В назначенный час прибыл Ермолай Федорович и попросил разрешения поговорить с Анной наедине.
— Милая Анна, скажите мне честно: не противен ли я вам? — спрашивал он в надежде, что хоть немного нравится своей избраннице.
— Нет, — тихо отвечала Анна, опустив глаза. Она помнила наказ отца «не делать глупостей», а потому ей пришлось покориться его воле.
В тот же день состоялась помолвка. Анна утешала себя лишь мыслью, что после свадьбы она сможет полюбить Ермолая Федоровича. Ну или хотя бы не испытывать к нему того отвращения, которое она чувствовала сейчас.
«Его поселили в нашем доме. Меня заставляли почаще бывать у него в комнате. Раз я принудила себя войти к нему, когда он сидел у стола, что-то писал… Я спросила его, что он пишет, и он показал мне написанные им стихи … и я убежала. Он пожаловался, и меня распекали» (сделали строгий выговор, отругали — прим.ред), — пишет Анна в своих «Воспоминаниях»
Нелюбимый муж
В начале января 1817 года Анна Полторацкая вышла замуж за Ермолая Федоровича, и стала Анной Керн.
Когда она осталась ночью наедине с мужем, он был с ней очень груб. Анна умоляла ее не трогать, но Ермолай Федорович все же добился своего. Это еще больше усилило ненависть Анны к мужу.
В семейной жизни Ермолай Федорович оказался таким же грубым, как и со своими солдатами. Орал на Анну без видимой причины, устраивал сцены ревности, и супруги постоянно ссорились.
«Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его», — писала Анна Керн.
Она ненавидела не только мужа, но и вообще все, что было с ним связано. Его дом, его фамилию, детей, рожденных от него.
В браке Анна родила троих дочерей, но их воспитанием она не занималась. Девочки не вызывали у нее материнских чувств, а только лишь напоминали о нелюбимом муже. Оттого она старшую свою дочь при первой же возможности отдала в Смольный институт благородных девиц. Две другие дочери умерли в детском возрасте.
Анна была глубоко несчастна в этом браке, и сердце ее хотело настоящей любви, романтики, взаимных чувств, от которых теряют голову. И все это она стала искать на стороне.
Наша героиня легко увлекалась другими мужчинами, впрочем, как и они ею — Анна была очень хороша собой. 20-летний Александр Сергеевич Пушкин тоже не устоял перед Анной Керн и даже посвятил ей свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
В общем, образцовой женой Анна Керн не была. Из-за многочисленных романов, ее репутация была испорчена.
В 1827 году спустя десять лет брака Анна ушла от мужа. Но официального развода он ей не дал. В обществе Анну осуждали и не принимали ее. Впрочем, она не особо расстраивалась, ей было все равно.
Обрела счастье с молодым братом
В 36 лет жизнь Анны изменилась. Она увидела своего 16-летнего троюродного брата Александра Маркова-Виноградова и потеряла голову от любви к нему. Юный Александр отвечал взаимностью, но родственники не одобряли его отношения с взрослой сестрой: все-таки Анна была старше на 20 лет, да и родство близкое.
Но родным пришлось смириться, когда они стали жить вместе, как муж с женой, и у них родился сын. Обвенчаться они не могли, так как Анна все еще была замужем за Ермолаем Керн, хоть уже и формально.
Только в 1841 году, когда Ермолая Федоровича не стало, Анна и Александр поженились. Жили они бедно, и в самые трудные времена Анне даже пришлось продать письма Пушкина. Но только с Марковым-Виноградовым Анна обрела настоящее женское счастье.
С ним она прожила 43 года, до самой его смерти. Своего любимого второго мужа она пережила всего на 4 месяца. Анне было 79 лет.